Ошибки родителей: дети и карманные деньги
Aleksaschool.ru

Женский портал

Ошибки родителей: дети и карманные деньги

Карманные деньги детям не нужны. Или нужны? Разбираемся с экспертом

Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами

У карманных средств конкретная цель — воспитать в ребёнке самостоятельность, грамотное отношение к деньгам и способность самому принимать решения. Этому нужно учить так же, как переходить дорогу на зелёный сигнал светофора и не заходить в лифт с незнакомцами.

Детям определённо стоит выдавать деньги на карманные расходы, ведь это неотъемлемая часть жизни. Уметь грамотно пользоваться деньгами, управлять ими, планировать траты — то, чему важно учиться с самого детства.

Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м

Чем раньше ребёнок научится грамотно распоряжаться финансами, планировать и контролировать свои траты — тем лучше. Ни в школе, ни в вузе этому не учат. В результате многие люди, даже став взрослыми, ведут себя как дети: берут новый айфон в кредит, не расплатившись за предыдущий, спускают всю зарплату в первые дни или не откладывают на крупные покупки. Ваш ребёнок может избежать таких ошибок, если научится правильно обращаться с деньгами с детства.

В Гражданском кодексе сказано, что дети с шести лет могут совершать мелкие сделки. Например, купить мороженое в киоске или книгу в магазине.

Можно начинать выдавать деньги с этого возраста, если ребёнок уже понимает, зачем они нужны и как ими пользоваться. Проверить это легко: попросите ребёнка сходить в магазин с небольшим списком продуктов. По тому, как он разберётся в ценах, посчитает сумму покупок и сдачу, вы поймёте, насколько он готов распоряжаться своим собственным средствам.

Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать

Скорее всего, несколько первых «получек» ребёнок действительно потратит в первые же дни на какую-нибудь ерунду. Считайте это неизбежными издержками воспитания: на собственных ошибках ребёнок должен понять, как разумно распоряжаться деньгами . Не ругайте его и не давайте ещё денег. Лучше объясните, что надо осмотрительнее делать покупки и планировать траты.

Эффективнее не контролировать ребёнка, а дать ему возможность совершать ошибки, поступать по-своему. Задача родителя — объяснить и рассказать о том, как копить, как тратить, помочь сдерживать желания, видеть последствия трат и накоплений.

Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит

При помощи денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или выполнять работу по дому — легко, но непродуктивно. Это естественные обязанности. Если поощрять детей деньгами, то рано или поздно они не захотят ничего делать бесплатно: ни учить уроки, ни мыть посуду.

Но можно подтолкнуть ребёнка делать что-нибудь полезное. Грег МакКеон в книге «Эссенциализм» рассказывает, как приучил детей больше читать.

Мы ввели в доме особую систему. Каждый ребёнок в начале недели получал по 10 жетонов. Один жетон можно было обменять либо на полчаса за компьютером или мобильным устройством, либо на 50 центов. Таким образом за неделю набиралось либо 5 часов у экрана, либо 5 долларов. За каждые полчаса, проведённые за чтением книги, ребёнок мог получить дополнительный жетон, который гарантировал ему ещё полчаса у компьютера или лишние 50 центов. Эта система помогла добиться потрясающих результатов: буквально за день время у экрана сократилось на 90%, зато дети стали читать гораздо больше, а мы перестали тратить время на то, чтобы их контролировать .

Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка

Ничего страшного, если на Новый год или день рождения ребёнку подарят деньги. Но когда это происходит часто и без всякой системы, дети перестают чувствовать их ценность.

Такими подарками часто «грешат» бабушки и дедушки. Объясните своим родителям, что это может навредить ребёнку. Он привыкнет, что у него постоянно при себе большие суммы, и будет небрежно относиться к деньгам.

Советы о карманных деньгах

Выдавайте регулярно. Лучше делать это всегда в один и тот же день. Первоклашкам лучше давать деньги раз в неделю — им пока сложно загадывать на долгий срок. Подросткам можно реже — раз в месяц.

Попробуйте один раз «забыть» и не выдать деньги в день «получки». Если ребёнок тоже забудет, то отложите выплату до следующего раза.

Это научит его следить за собственными деньгами и планировать расходы.

Не покупайте сразу. Если ребёнок просит что-нибудь в магазине, не покупайте сразу. Предложите записать желаемое в список, а потом выбрать, что ему нужнее. Так он научится не тратить деньги импульсивно, а планировать свои покупки.

Научите ребёнка копить. Заведите банку для накоплений. На неё наклейте бумажку с фотографией того, на что копит ребёнок, и напишите сумму, которую необходимо собрать. По мере накопления отмечайте прогресс прямо на бумажке. Можно использовать тетрадный листок, где каждая клетка будет соответствовать 50 или 100 рублям. Закрашивайте клетку каждый раз, когда ребёнок положит в банку определённую сумму, — так нагляднее.

Банка для накоплений. Каждая клетка — 50 рублей. Всего 45 клеток — 2250 рублей.

Оформите на ребёнка банковскую карту. Многие банки выпускают специальные детские карты. Они привязываются к счёту родителя, на них можно установить лимит покупок, а информацию о тратах получать на телефон. Так ребёнок научится пользоваться современными средствами оплаты, совершать покупки в интернете.

Предложите заработать. По закону трудовой договор можно заключать с 14 лет. С этого возраста дети могут начать зарабатывать — например раздавать рекламные листовки или работать курьером. Так ребёнок научится понимать цену деньгам на собственном опыте.

Дети и деньги: частые ошибки родителей

Финансовая грамотность – немаловажная часть воспитания ребенка. Узнайте, какие ошибки чаще всего совершают родители, знакомя детей с деньгами.

Ошибка 1. Делать тему денег запретной

Говорить о деньгах в присутствии детей – совершенно нормально. Деньги – это часть жизни семьи, как и все остальное. Вы можете планировать семейный бюджет, рассуждать о стоимости товаров и услуг. Слыша такие разговоры, ребенок будет исподволь знакомиться с темой финансов.

Если ребенок выпрашивает в магазине дорогие игрушки или лакомства, покупка которых не входит в ваши планы, вы смело можете сослаться на их высокую стоимость. Такой отказ воспринимается легче, чем категорическое и голословное: «Нет!»

Даже дошкольника можно приучать к стоимости денег, учить обращаться с ними: покупать, считать сдачу, копить, экономить. Чтобы научить детей ориентироваться в деньгах, можно играть в угадайку: как ты думаешь, сколько стоит пакет молока? А сколько телевизор? Что дороже? И время в пути веселее проходит, и финансовая грамотность повышается.

Ошибка 2. Слишком много говорить о деньгах

Но не стоит перегибать палку и слишком часто акцентировать внимание на деньгах. Если любой разговор в вашей семье сводится к деньгам, любое желание упирается в финансовую тему, вам будет трудно убедить ребенка, что не в деньгах счастье. Незаметно можно выработать у ребенка комплексы и даже страх финансовой несостоятельности, а это в дальнейшем ведет к неуверенности и пассивности. Даже если финансовое положение семьи очень тяжелое, ребенка не стоит пугать этим. Он должен быть спокоен и уверен, что родители все держат под контролем.

Читать еще:  Что можно кушать вечером и от чего лучше отказаться?

Ошибка 3. Не давать карманных денег

Вы сами должны определить, в каком возрасте выдавать деньги на карманные расходы. Как правило, небольшие суммы начинают выдавать детям с первого класса школы. Мотивом к выдаче карманных денег должно быть желание научить ребенка пользоваться деньгами, разбираться в стоимости различных товаров, накапливать деньги, считать сдачу.

Конечно, есть соблазн не давать ребенку в руки наличных, а сразу же класть деньги на карту. Но если ребенок в детстве не получит опыта общения с наличными деньгами, он лишится очень важных навыков. Именно наличные деньги учат школьника считать свой «капитал» и распоряжаться им. Абстрактные деньги на карте для этого не годятся.

Ошибка 4. Давать слишком много карманных денег

Некоторые родители проявляют излишнюю щедрость и выдают ребенку еженедельно слишком крупные суммы, которые ему совершенно не нужны. Еще не имея навыка накоплений, не зная цены деньгам и не понимая, как тяжело они достаются, ребенок совершенно теряется. Он начинает тратить деньги беспорядочно, дарить их друзьям, покупать вредные продукты и портить себе здоровье, и тому подобное.

Гораздо правильнее реально оценить потребности ребенка и выдавать сумму с учетом этих расходов (или чуть больше, посоветовав откладывать излишки на крупную покупку).

Ошибка 5. Контролировать все расходы ребенка

Определив оптимальную сумму карманных денег, нужно давать ребенку свободу распоряжаться ею по своему усмотрению. Ведь наша цель – научить пользоваться деньгами, именно для этого мы их и выдаем. Следить за каждым рублем – значит демонстрировать недоверие, а мы, напротив, хотим научить самостоятельности.

Но не следует пускаться и в другую крайность, пуская все на самотек. Родителю нужно иметь общее представление о том, куда ребенок тратит свои карманные деньги.

Ошибка 6. Платить за хорошие оценки

Родители не должны платить детям за хорошие оценки. К окончанию учебного года при желании можно сделать подарок, но не позиционировать его как заработок. Причина проста: учеба нужна не маме с папой, а самому ребёнку, это его прямая обязанность и инвестиция в его будущее. К тому же пятерка сама по себе – вполне достаточный стимул, а радость и похвала родителей дополняет удовольствие. Не стоит обесценивать родительскую похвалу и переводить отношения в раздел коммерческих – потом будет уже не вернуть обычное человеческое тепло.

Ошибка 7. Платить за помощь по дому

Что касается работы по дому, то оплачивать ее ребёнку абсурдно, ведь нам самим никто не платит за неё. Это просто часть повседневной жизни. Постоянная обязанность по дому или конкретные поручения должны выполняться детьми в контексте необходимой помощи родителям. Если в какой-то момент у подростка возникнет желание получать за неё плату (что редко случается само по себе, обычно повод дают родители), уместно напомнить, что он живет в этом доме, где родители платят коммунальные платежи, питается за родительский счёт, а потому обязан вносить свой минимальный вклад в форме помощи по дому.

Ошибка 8. Лишать карманных денег за проступки

Карманные деньги не должны становиться инструментом воспитания или манипуляции. Если ребенок нахватал двоек или нашалил, это не повод лишать его еженедельно выдаваемой суммы. Найдите другой способ воспитательного воздействия. Деньги вы выдаете для того, чтобы воспитать ответственность и самостоятельность, а не в качестве поощрения, ведь так? А значит, они не должны превращаться и в наказание.

Однако если ребенок намеренно причинил ущерб семейному или школьному имуществу, или испортил вещь кого-то из одноклассников, то это повод потребовать у него компенсации из его собственных карманных денег. Например, на покупку нового учебника взамен порванного. Это будет вполне соответствовать нашей цели – повышению финансовой грамотности.

Ошибка 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

Зарплата, безусловно, важна, но если вы будете начинать разговор именно с этого, то рискуете воспитать циника и эгоиста. Работа в первую очередь должна приносить удовлетворение. Быть интересной для вашего ребенка, соответствовать его талантам и склонностям. Когда человек занимается любимым делом, он растет в своей профессии и продвигается по карьерной лестнице, в том числе и финансово. Если же он занимается тем, что ему неприятно, то всегда найдется кто-то более талантливый и увлеченный, кто вытеснит на обочину. И тогда даже перспективная профессия не принесет ожидаемой прибыли.

Карманные деньги ребенка

Начинаем со школы

Большинство психологов советуют давать карманные деньги начиная с младшего школьного возраста. Один из главных критериев – осознанность ребенка. Чтобы на вопрос, на что ты хочешь потратить деньги, был внятный ответ. Второй критерий – опыт самостоятельных покупок в магазинах (под вашим присмотром). Если он не боится попросить товар у продавца, знает, как расплатиться на кассе, и может посчитать сдачу, значит, он готов к карманным деньгам.

– Когда у ребенка нет денег, то у него, конечно, возникает меньше соблазнов. Но какой-то минимум ему все равно нужен, чтобы он не чувствовал свою ущербность по отношению к сверстникам, – считает психолог Вадим Куркин.

Даем раз в две недели

Сумма зависит от материального положения семьи. С одной стороны, денег должно хватать для того, чтобы купить что-то приятное. А если поднакопить, то и стоящее. С другой стороны, у ребенка не должно быть слишком много денег – так ему сложнее почувствовать их ценность.

Оговорите заранее, в какой день будут выдаваться деньги и какая сумма. Можно начать с коротких сроков, а потом постепенно их удлинять. Предупредите: если потратит все сразу, то придется ждать следующей «получки». Правило выдерживать нужно строго. Ребенок должен понять, что его ресурсы ограничены , только тогда он научится их планировать.

Обучаем бережливости

Заводим журнал желаний

Пусть у ребенка будет цель. Обсудите мечты и приоритеты ребенка. Запишите их в специальный журнал желаний. Заведите привычку заглядывать туда вместе и обсуждать, что можно купить прямо сейчас, а на что придется подкопить.

Деньги лучше складывать в красивую копилку. Пусть ребенок видит, как она наполняется. Ритуальное разбивание копилки и покупка желанного товара – логичное завершение процесса накопления. Главное – никогда и ни при каких обстоятельствах не забирать деньги из нее для общих семейных расходов. Это деньги ребенка, к ним нужно относиться с уважением.

Копим капитал на 18-летие

Продвинутые родители заводят специальный счет на ребенка, к которому он сможет получить доступ, только когда ему исполнится 18 лет.

– Когда дочке было три года, я завел для нее специальный счет в страховой компании и каждый год откладывал туда определенную сумму, – говорит Владимир Савенок, автор книги «Миллион для моей дочери». – Но когда ей исполнилось 18, мы поняли, что ее фантазии пока хватает только на развлечения. Сделали подарок на совершеннолетие и продолжили копить. В 25 – 30 лет эти деньги будут нужнее.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Нужно ли поощрять или наказывать наличкой?

Родители любят мотивировать детей деньгами, оплачивая их работу по дому. Это не лучшая идея, ведь ни мама, ни папа зарплаты за мытье посуды или пола не получают. Объясните, что уборка – обязанность каждого члена семьи, чтобы сделать дом уютнее и чище.

За пятерки тоже не нужно платить – здесь должна быть другая мотивация, не финансовая. Деньгами, наоборот, можно убить интерес к предмету. К такому выводу склоняются все психологи. Отбирать их за двойки или прогулы – тоже неправильно. Если вы все же решили снизить довольствие за плохое поведение, важно предупредить об этом ребенка заранее, объяснить причину и сократить его доходы только после повторного проступка.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Пусть ребенок учится на ошибках сейчас, а не во взрослой жизни»

Елена Красавина, финансовый советник, соавтор книги «Дети и деньги. Растим миллионера»:

– Научить управлять деньгами – то же самое, что научить плавать или играть на скрипке. Невозможно все это сделать только в теории. Поэтому главный совет – просто дайте ребенку деньги. Но действуйте последовательно и имейте в виду, что первое время он будет ошибаться. Вот два важных принципа:

1. Постепенность

Чтобы человек научился хорошо играть на скрипке, ему никто не даст сразу концерт Вивальди. Идут от простого к сложному. Такой же принцип должен быть и в деньгах. Чем старше становится ребенок, тем больше расходов он оплачивает из карманных денег. В идеале к 18-летию подросток уже должен получать раз в месяц определенную сумму от родителей и полностью распределять ее на свои нужды начиная от одежды и репетиторов и заканчивая походом в «Макдоналдс» после учебы.

2. Ответственность

Человек никогда не учится на чужих ошибках – только на своих. Родителям лучше заранее приготовиться к тому, что ребенок будет тратить на ерунду все карманные деньги разом, забывать про обязательные расходы и «выходить за бюджет». Но лучше будет, если он все это пройдет сейчас. Гораздо хуже, если процесс обучения начнется после получения первой зарплаты и растянется на годы потерь, неподъемных кредитов и прочих дорогостоящих ошибок. Поэтому родитель должен стать таким же терпеливым и понимающим наставником, как и в начале первых шагов и прописей своего малыша.

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.

1. Запрет разговоров о деньгах

Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.

2. Отсутствие карманных денег

Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.

Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам – https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-pravilno-otnositsya-k-dengam.html

3. Постоянное контролирование

Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.

4. Полное отсутствие контроля

Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.

5. Денежное вознаграждение за достижения

Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.

6. Оплата помощи по дому

Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

7. Измерение всего деньгами

Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.

8. Отбирание заработка

Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у тинейджера для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет.

Читаем также: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка – https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-pravilno-pooshhryat-rebenka.html

9. Выбор профессии по зарплате

Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.

10. Манипуляция деньгами

Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.

Читаем далее:

Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой


Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе “Розина-мать” финансовый консультант Елена Эйдельман:

Советы психолога Елены Громовой

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет.

Так странно, что не рекомендуют использовать денежное вознаграждение за хорошее поведение и хорошую учебу, потому что именно такую тактику применяли мои родители, зато всегда у меня были карманные деньги, которые я, можно сказать, “заработала”

Ребёнку не нужно давать и приучать к карманным расходам, необходимо ребёнку понять, что за просто так ничего не даётся, таким образом, Вы сразу будете приучать с детства что необходимо зарабатывать и просто так никто тебе не даст.

Ребенка лучше контролировать и поощрять. Если даем деньги, то обязательно определенную сумму, просто чтобы мог сходить в магазин за сладостями, иногда на игрушки тоже. Ребенок не жалуется.

Рекомендации хорошие, но причины родительских ошибок часто не в незнании. Если не устранять причины, то ошибки будут неизбежно повторяться.

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей (Чтобы в 25 лет деньги не утекали сквозь пальцы)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, — уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Мы в AdMe.ru не поленились и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5–7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит «оплачивать»: этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку — он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

5. Играйте

Игра — это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

  • «Найди дешевле».Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже — свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.
  • «Купи сам». Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.
  • Планируем бюджет. С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что — меньше.
  • Поиграйте всей семьей в «Монополию» или другие игры, где вам нужно будет заработать деньги и выбрать, как распорядиться ими. Обсудите ваши действия.

6. Заведите традицию благотворительности

Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности. Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям. Это могут быть как подарки, сделанные своими руками, так и некие вещи и деньги. Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье: ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector