Можно ли верить снам?
Aleksaschool.ru

Женский портал

Можно ли верить снам?

Можно ли верить снам?

Для меня новая статья – это не что-то выдуманное, а всегда пережитое. Наше священническое служение – это погружение в глубину жизни, где можно черпать самые разные темы для новых духовных бесед. А ещё – соприкосновение с народом, почти всегда с его горестями, и редко – с радостями. Священнику нужно уметь сопереживать людям. Лучше всего это удаётся на исповеди. За прошедший пост их было немало, а значит, были поводы о многом подумать. И хотя мы постоянно говорим, что на исповеди нужно каяться в грехах, а не разговаривать про жизнь, люди всё равно успевают задать вопросы и хотя бы кратко обсудить свои наболевшие проблемы. Говорят, что нет глупых вопросов, есть глупые ответы. И каждому вопрошавшему, согласно Св. Писанию, надо дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15 ). Довольно много вопросов относительно снов. Иногда прямо цитируют Шекспира: «Ну и сон же мне приснился! Такой сон, что не хватит ума человеческого объяснить его!» («Сон в летнюю ночь»). Батюшка, помоги разобраться.

Довольно часто во сне людям являются усопшие сродники. Что это значит? Кто-то получает особые откровения и ответы на вопросы жизни, как, например, известный английский писатель Вальтер Скотт. Он говорил: «Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах».

Кому-то снятся даже цветные сны, а многие композиторы во сне слышат музыку. Бывают такие сны, что, проснувшись, будильник хочется расцеловать. А кто-то повторит слова Золушки: «Сон – это желание, которое загадывает сердце, когда человек крепко спит». И с таким сном совсем не хочется расставаться. Одним словом, сны и сновидения – тема для новой духовной беседы.

Давайте откроем «Лествицу» и немного её почитаем. В этой книге мы найдём много мудрых советов, а потому будем читать её не только Великим постом, но регулярно и понемногу. Итак, «сновидения есть движение ума при недвижности тела» (Лествица 3, 25).

В этих словах «Лествицы» говорится о важном свойстве нашего ума – его подвижности.

Остановить движение ума и сердца никто не может, но можно задать им правильное направление

Как источник не может не источать воду, а горящий огонь – свет и тепло, так и ум не может не рождать помышления. К сказанному добавим, что не только разум, но и сердце постоянно пребывает в движении. Оно порождает чувства. Остановить движение ума и сердца никто из людей не может, но зато можно задать им правильное, с точки зрения Евангелия, направление. Естественно, с Божией помощью.

Говоря о сновидениях, мы касаемся интересной духовной проблемы. Известно, что обычный человек 1/3 своей жизни проводит во сне. Для неверующих людей здесь всё просто. Сон – это время, необходимое для телесного отдыха и восстановления утраченных сил. Сон для большинства – бесплатное туристическое бюро, позволяющее за 8 часов попасть куда захочется.

Таким образом, жизнь для религиозного скептика представляется в виде пёстрого калейдоскопа, где следует чередование дней и ночей, времени труда и отдыха, когда сам человек уподобляется постоянно работающему механизму с интервалами для остановки и передышки.

Назначение человека намного выше трудов по снисканию хлеба насущного

Совсем другой взгляд на время ночного сна у христианина. В христианстве человек никогда не сравнивался с заведёнными часами. Назначение человека намного выше всевозможных трудов и хлопот по снисканию хлеба насущного и обустройству временной жизни. Каждый из нас призывается к Богоугождению, что достигается исполнением евангельских заповедей. Жизнь христианина воспринимается как важная и ответственная задача, поставленная Самим Богом каждому из людей. Верующий человек чувствует, что жить надо как-то по-особому, совсем не так, как живут все. Особенность нашей (христианской) жизни – в познании и исполнении воли Божией. Обучая себя в таком духовном делании, христианин со временем почувствует особую ценность земной жизни. Она для него будет подобна висящему над пропастью мосту, по которому следует пройти. Мост над бездной – единое целое, без всяких разрывов, так и дни земной жизни для христианина – неразрывная цепь, соединяющая временное с вечным. И это действительно так. В деле спасения нет остановок, перерывов на обед или выходных дней. Жизнь души и её развитие происходят и днём, и ночью, а значит, и во время сна. Об этом Христос говорит в Евангелии: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт не знает он (Мк. 4, 26–27).

Процесс отпадения от Бога и начало духовного опустошения происходят по такому же принципу, когда человек, потерявший внутреннюю бдительность, делается жертвой диавольской злобы и хитрости. И снова мы читаем в Евангелии про сон: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл (Мф. 13, 24–25).

Наша задача – сделать сон временем духовного накопления

В этих двух Евангельских текстах говорится о времени сна, когда менялось духовное состояние человека. В первом случае оно совершенствовалось, во втором – разрушалось. Таким образом, сон – это особый период христианской жизни, и наша задача – сделать его временем духовного накопления.

Что для этого требуется? Прежде всего, нужно опытно убедиться в различии нашего состояния в периоды бодрствования и ночного отдыха. Первый период можно назвать активным и сознательным, и потому полноценным, в то время как сон – это состояние заторможенности и бессознательности, что и определяет его неполноценность. Днём человек накапливает впечатления и переживания; ночью идёт их обработка и, что немаловажно, – особое воздействие на нашу внутреннюю жизнь. Можно уподобить дневное время киносъёмке, а ночное – просмотру записанного. Всё увиденное и услышанное в период бодрствования не исчезает, а откладывается в особом архиве, каковым является память. Ночью этот архив активизируется с помощью тонких душевных механизмов, полноценно работающих даже во сне.

Правильная религиозная жизнь – это всегда тонкое соприкосновение с духовным миром. На христианина и его внутренний мир влияют не только добрые ангелы, но и падшие злые духи.

Ученик преп. Макария Египетского, авва Евагрий Понтийский (IV в.), говорит, что бесы, как существа нематериальные, способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти («О помыслах», 25). Бесы есть духи, имеющие способность проникать в сферу нашего сознания, а потому – они творцы многих наших снов. Примерно то же самое говорил древнегреческий мудрец и философ Платон: «Внутри каждого, даже самого лучшего из нас, дремлет неуправляемый дикий зверь, который просыпается, когда мы спим».

Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием, и человек полностью отдаётся во власть сна. Сны рождаются в нашем сознании и могут принять любое направление не только от естественных причин, например, от болезни или переедания, но и от воздействия на человека злых духов – бесов. Тогда сновидения становятся опасными внушениями, кошмарами, ложными «вещими» знаками. Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сне как откровение свыше, но христианин должен принимать это как искушение от падших духов.

Имея огромный опыт борьбы с человеком, бесы используют проверенный способ нашего смущения, когда через сны показывают наших родных и близких, пребывающих в скорбях и страданиях.

Преп. Иоанн Лествичник говорит о таком коварстве демонов в своих наставлениях: «Бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих».

А закончим нашу беседу важным советом из «Лествицы», который постараемся исполнить в нашей жизни. «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её».

Православная Жизнь

Что о сновидениях говорит Библия и святые? Бывают ли сны от Бога? Как поступить, если приснилось что-то важное?

На эти и другие вопросы для сайта «ФОМА в Украине» ответил преподаватель Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Феодосий (Марченко).

Богословское осмысление сна имеет несколько аспектов. Сон можно воспринимать как естественное проявление сознания спящего человека. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «сон есть не что иное, как движение ума нашего, когда мы спим». Часто просто даже физическое состояние человека (здоровье или болезнь), употребляемая пища, воспоминания прошлого влияют на то, какими будут сновидения.

Но было бы очень упрощенно рассматривать эту проблему исключительно с физиологической точки зрения, ведь именно через сновидения совершались тяжелейшие духовные падения тех, кто доверял снам, а также проявлялась воля Божия в жизни отдельных людей и целых народов.

Почему святые против

Итак, в чем же заключается опасность доверия снам? Подавляющее большинство святых отцов, оставивших поучения, в том числе, о снах, советуют не доверять тому, что приснилось. Самой главной причиной, побудившей их к этому, была опасность стать прельщенным и обманутым. Как не неожиданно может показаться с первого взгляда, с помощью этой практики (недоверия снам) святые боролись с главнейшими страстями человека — гордостью и тщеславием.

Какая связь? Дело в том, что дьявол улавливает человека вначале тем, что через сны побуждает его творить даже добрые дела, подталкивает к чему-то хорошему (молитве, например). Спустя некоторое время, когда для человека это становится привычным, ему внушается мысль о том, что он особенный, не такой как все (ведь ему открывается многое через сны, а другим нет). Человек пленяется мыслью о своём избранничестве и теряет внутреннюю бдительность, перестаёт быть способным критически оценивать то, что ему снится.

Читать еще:  Что делать, если внизу живота болевые ощущения

И вот такое поведение прельщенного уже является самой благоприятной почвой для того, чтобы инфернальные (бесовские) силы через сны и видения склоняли его к чему-то явно нехорошему и, в конечном итоге, к поклонению себе. Последнее не единожды случалось в жизни святых. Стоит только вспомнить житие преподобного Никиты, Затворника Печерского.

Потому те, кто боролись с мысленным врагом и воображением наяву, считали необходимым продолжать эту же борьбу и во время сна. Например, святой Диадох Фотикийский об этом говорил так: «Даже если бы нам было послано когда-либо от благости Божьей какое-нибудь послание, а мы его не примем, то не рассердится на нас Прежеланный Господь Иисус Христос. Ибо Он знает, что мы делаем это, дабы не быть прельщенными коварством бесов».

Авва Арсений, преподобные Пахомий Великий и Григорий Декаполит и другие подвижники решительно противостояли всевозможным видениям и никогда не спешили верить снам и всяким откровениям. Преподобный Никодим Святогорец доходит даже до крайней степени отрицания доверия снам: «Даже если ты узнаешь по многим явным причинам, что видения, явившиеся тебе, истинны и идут от Бога, все равно всегда убегай от них, сколько можешь, отгоняй их далеко от себя. Не бойся, что Богу не понравится такой поворот. Он не будет сожалеть. Кто дает смиренным благодать, Тот не отнимает её у них из-за того, что они делают по смирению».

Опасность заключается и в том, что доверие снам рождает в человеке нездоровый интерес к потустороннему миру, развитому воображению, через которое, по мнению преподобного Варсонофия Великого, «в душу человека входит полчище бесов». Поэтому святые, боясь быть прельщенными бесами, не хотели видеть даже Христа.

Сны в Священном Писании

На страницах Священного Писания можно также найти немало свидетельств отрицательного отношения к снам и в то же время, косвенно, положительного: «Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грёзы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:1-7). Этот отрывок поясняется в стихе из книги Числа, когда Сам Господь говорил Моисею о том, что «если будет у вас пророк Господень, то Я откроюсь ему во сне, в видении буду говорить с ним» (Чис. 12:6). Итак, доверие снам не одобряется в тех случаях, когда это не соответствует воли Божьей. Также, доверие или недоверие снам зависит от того, каким является духовное состояние человека, который видит сновидение.

Существует огромное количество случаев, когда откровения во сне и видения были действительным проявлением воли Божьей. Достаточно вспомнить патриарха Авраама, Иакова, Иосифа, пророка Моисея, Исаию, Иеремию, Иезекииля, Илию и других пророков, первомученика и архидиакона Стефана, апостолов Петра, Павла, евангелиста Иоанна Богослова, святого Иосифа Обручника, Пречистую Деву Марию и многих других, кто удостаивались особых сновидений и видений. Сам Богомладенец Христос был спасен от смерти благодаря тому, что праведный Иосиф поверил являвшемуся во снах ангелу и исполнил все его пожелания.

Иногда Господь открывается через сны и видения неопытным в духовной жизни людям или даже неверующим. Но это случается очень редко и по особому промыслу Божьему, когда Он точно знает, что через этого человека проявится Его воля к пользе, спасению и исправлению многих.

Так верить ли снам?

Что же делать, если сон всё же приснился и является, по мнению человека, действительно каким-то важным личным или общеполезным посланием? Если не с кем посоветоваться, то лучше вообще игнорировать такой сон. А если есть несколько человек, к которым есть доверие в духовных вопросах, то, как говорил старец Клеопа (Илие): «Советоваться нужно не с каждым, но кому вверено руководство другими, и кто сам просиял жизнью своей». Это нужно не столько для того, чтобы духовник растолковал сон, но, прежде всего для того, чтобы за сном или видением распознать, от какого источника исходит данное явление, и вовремя предохранить себя от близкого падения или же наоборот, настроиться со смирением воспринять явленную через сон волю Божию.

Что бывает, кроме снов

К слову, старец Клеопа (Илие) выделяет и другие явления, схожие со сновидениями, которые, как и сны, могут быть носителями негативной или положительной информации, губительной или созидательной для человека. Это видения — явления, воспринятые оком ума в сознании, во сне или полусне, в состоянии восхищения или изумления; мечтания — один только обман зрения, в то время как ум спит, или лицезрение того, чего нет; откровения — больше, чем видение, являет человеку вещи более глубокие, чем то, что бывает видимо, великие дела и тайны Божии; ощущение — то, что видится ощутимым образом; озарение — то, что выше чувственного ощущения, когда человеку дана благодать не только видеть, но и понимать то, что увидел; прозрение — больше видения, но намного меньше откровения или пророчества, когда прозорливый видит, словно у него на глазах совершается то, что происходит далеко или же видит сердце другого человека; предсказание — это ветвь пророчества, но о вещах более близких, когда предсказывающий говорит только о вещах, которые случатся вскоре.

При этом, божественные откровения имеют несколько признаков — это высота открываемых в них поучений, Божественная чистота и сила изменять людей к лучшему. Они всегда соответствуют Священному Писанию и учению Церкви.

Какие бывают сновидения

Сны могут быть хорошими или губительными по своему характеру проявления, а отношение к ним может говорить о духовном состоянии человека.

По мнению святого Диадоха Фотикийского, хорошие сны «не ужасают чувств, наполняют душу радостью духовной, душа желает такого сна после пробуждения или же такой сон вселяет в душу сладкую печаль и неболезненные слёзы». Плохие сны снятся страстным и плотским людям, тогда они бывают не только от дьявола, но и от самого сознания нераскаянного человека, смущают душу, устрашают её, ввергают в глубокую печаль или безысходность.

Более того, по словам преподобного Никиты Стифата, по характеру сна можно судить и об устроении самой души человека и его заботах. Если человек уже живёт добродетельной жизнью, ему нет необходимости в толковании каких-то даже хороших снов, поскольку сами дела живой веры насыщают его жизнью по воле Божьей. И тем более, каким безрассудством страдают нераскаянные люди, которые в буквальном смысле пленены тем, что толкуют каждое приснившееся сновидение. При этом обращаются за помощью к другим людям, которые сами находятся в прельщенном состоянии, и составляют различные варианты сонников.

Делая это своим образом жизни, они лишают себя возможности распознать сновидение, которое может быть действительно судьбоносным и соответствовать воле Божьей. Такие люди как бы насильно склоняют себя к тому, от чего так настойчиво, как мы убедились, предостерегают святые отцы и Сам Господь.

Архимандрит Феодосий (Марченко)

Стоит ли верить снам и сонникам?

Каждому человеку хоть раз в жизни снились сны. От сновидений, у большинства людей, зависит настроение. Многие, особо впечатлительные натуры, способны видеть в них предвестие каких-либо судьбоносных проявлений в настоящей жизни. Они пытаются запомнить и расшифровать каждое сновидение, перечитывая сонники. Другие же, напротив, утверждают, что сон — это просто отголосок тех событий, которые происходили в течение дня и сами по себе не несут никакой информации. Так что же такое сны и сонники? Стоит ли им верить?

Сны и сонники

Сон – это физиологическое состояние человека, во время которого отдыхает весь организм. А образы, которые посещают в это время людей – это свидетельство того, что психика освобождается от накопленной за целый день информации. Но имеется и другое понятие, которое основывается на том, что во время пребывания в царстве Морфея, человек попадает в так называемый потусторонний мир и получает всевозможные указания о том, что в жизни могут произойти какие-либо события.

Увиденные сны зависят от большого числа факторов: от состояния здоровья спящего; оттого, что происходило с человеком в течение дня, предшествующего сновидению; от позы, в которой человек спит; от помещения, в котором находится спящий и от многих других.

Для того чтобы разобраться, что же предвещает то или иное сновидение созданы сонники. Это книги, в которых содержатся определения и толкования снов. Они появились ещё в древности, когда люди относились очень внимательно ко всему, что происходит во время пребывания в ином состоянии. Старались запомнить сновидения и записать их. А затем они наблюдали, что происходит в течение нескольких дней после данного сна. Так, появились первые расшифровки, которые складывались в книги.

Верить или нет снам и сонникам – дело каждого человека. Но в толковании снов есть свои плюсы и минусы.

Читать еще:  Как избавиться от изжоги?

Плюсы снов и сонников

  • Большим плюсом является то, что во сне человек может увидеть действительно что-то очень важное, деталь, которая может повлиять на всю его дальнейшую жизнь, стать судьбоносным. А с помощью книг можно расшифровать, что именно может произойти.
  • Сон может подсказать, что необходимо сделать человеку в сложившейся жизненной ситуации. Может стать решающим звеном в принятии того или иного решения. В этом случае сонник поможет растолковать, какие именно действия человек должен совершить, чтобы ситуация повернулась к нему с положительной стороной.
  • С помощью полученных во сне данных люди могут исправить многие свои поступки. Например, помириться с человеком, с которым поссорился.
  • Сонники могут подсказать, какие перемены ждут человека на работе (повышение, увольнение), в семье (развод, беременность, замужество).
  • С помощью снов и сонников человек может избежать многих неприятностей, которые с ним могут случиться.
  • Сны могут предостерегать людей о предстоящих заболеваниях или травмах.
  • Во сне можно увидеть дорогого человека, который умер, поговорить с ним. Очень часто умершие приходят во сне к своим родным и близким. Помогают им принять решение, поддерживают в тяжёлых ситуациях, приободряют.

Минусы расшифровки снов

  • Самым, наверное, явным минусом в сонниках, является то, что в большинстве случаев, толкование снов неверно. То есть по соннику сон предвещает нечто хорошее, а в жизни, наоборот, случаются неприятности. Человек способен считать сон, который ничего не означает, вещим. Такому состоянию особенно подвержены женщины. Они часто толкуют сны неправильно.
  • Достаточно часто растолковать сон просто невозможно или снится тот сон, описания которого нет ни в одном известном соннике. Тогда многие люди начинают искать в сонниках что-то похожее, а это неправильно и опасно.
  • Если сон приснился плохой, то люди, которые особо впечатлительные, начинают бояться всего, что с ними происходит. Они становятся раздражительными, нервными, начинают замыкаться в себе. А многие вообще сидят дома и никуда не выходят, чтобы с ними не произошло того, о чём им рассказал сонник.
  • Сны и сонники могут подтолкнуть человека к совершению действий, которые могут оказаться судьбоносными в его жизни. Но они могут отрицательно повлиять на всю дальнейшую жизнь. Человек может совершить те действия, которые потом невозможно исправить.
  • Сонники как бы программируют человека на какие-либо эмоциональные переживания, стрессы, неудачи. Люди начинают переносить всё увиденное во сне в реальную жизнь. Тем самым вредят своему физическому, психическому и эмоциональному состоянию. Психологи утверждают, что самовнушение, порой действительно приводит к неприятным последствиям. Та же ситуация и с положительными сновидениями. Если по соннику сон обещает что-то невероятно хорошее, а в реальности этого не происходит, то это приводит к испорченному настроению и разочарованию.

Как же надо относиться к сновидениям

Мир грёз покрыт невероятными загадками. Это та сторона жизни, на которую никто не может повлиять. Как только человек засыпает, его подсознание отправляется в неизведанное путешествие. Во время пребывания в царстве морфея он переживает горести и радости, страдания и счастливые моменты, боль и воодушевление.

Итак, верить или не верить своим сновидениям и толкованию через сонники, решает каждый человек самостоятельно. Но в любом случае необходимо: трезво оценивать всё то, что видится во сне.

И нужно помнить о том, что чаще всего сновидения ничего не означают, а являются лишь следствием происходящего в течение дня.

Православная Жизнь

Что о сновидениях говорит Библия и святые? Бывают ли сны от Бога? Как поступить, если приснилось что-то важное?

На эти и другие вопросы для сайта «ФОМА в Украине» ответил преподаватель Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Феодосий (Марченко).

Богословское осмысление сна имеет несколько аспектов. Сон можно воспринимать как естественное проявление сознания спящего человека. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «сон есть не что иное, как движение ума нашего, когда мы спим». Часто просто даже физическое состояние человека (здоровье или болезнь), употребляемая пища, воспоминания прошлого влияют на то, какими будут сновидения.

Но было бы очень упрощенно рассматривать эту проблему исключительно с физиологической точки зрения, ведь именно через сновидения совершались тяжелейшие духовные падения тех, кто доверял снам, а также проявлялась воля Божия в жизни отдельных людей и целых народов.

Почему святые против

Итак, в чем же заключается опасность доверия снам? Подавляющее большинство святых отцов, оставивших поучения, в том числе, о снах, советуют не доверять тому, что приснилось. Самой главной причиной, побудившей их к этому, была опасность стать прельщенным и обманутым. Как не неожиданно может показаться с первого взгляда, с помощью этой практики (недоверия снам) святые боролись с главнейшими страстями человека — гордостью и тщеславием.

Какая связь? Дело в том, что дьявол улавливает человека вначале тем, что через сны побуждает его творить даже добрые дела, подталкивает к чему-то хорошему (молитве, например). Спустя некоторое время, когда для человека это становится привычным, ему внушается мысль о том, что он особенный, не такой как все (ведь ему открывается многое через сны, а другим нет). Человек пленяется мыслью о своём избранничестве и теряет внутреннюю бдительность, перестаёт быть способным критически оценивать то, что ему снится.

И вот такое поведение прельщенного уже является самой благоприятной почвой для того, чтобы инфернальные (бесовские) силы через сны и видения склоняли его к чему-то явно нехорошему и, в конечном итоге, к поклонению себе. Последнее не единожды случалось в жизни святых. Стоит только вспомнить житие преподобного Никиты, Затворника Печерского.

Потому те, кто боролись с мысленным врагом и воображением наяву, считали необходимым продолжать эту же борьбу и во время сна. Например, святой Диадох Фотикийский об этом говорил так: «Даже если бы нам было послано когда-либо от благости Божьей какое-нибудь послание, а мы его не примем, то не рассердится на нас Прежеланный Господь Иисус Христос. Ибо Он знает, что мы делаем это, дабы не быть прельщенными коварством бесов».

Авва Арсений, преподобные Пахомий Великий и Григорий Декаполит и другие подвижники решительно противостояли всевозможным видениям и никогда не спешили верить снам и всяким откровениям. Преподобный Никодим Святогорец доходит даже до крайней степени отрицания доверия снам: «Даже если ты узнаешь по многим явным причинам, что видения, явившиеся тебе, истинны и идут от Бога, все равно всегда убегай от них, сколько можешь, отгоняй их далеко от себя. Не бойся, что Богу не понравится такой поворот. Он не будет сожалеть. Кто дает смиренным благодать, Тот не отнимает её у них из-за того, что они делают по смирению».

Опасность заключается и в том, что доверие снам рождает в человеке нездоровый интерес к потустороннему миру, развитому воображению, через которое, по мнению преподобного Варсонофия Великого, «в душу человека входит полчище бесов». Поэтому святые, боясь быть прельщенными бесами, не хотели видеть даже Христа.

Сны в Священном Писании

На страницах Священного Писания можно также найти немало свидетельств отрицательного отношения к снам и в то же время, косвенно, положительного: «Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грёзы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:1-7). Этот отрывок поясняется в стихе из книги Числа, когда Сам Господь говорил Моисею о том, что «если будет у вас пророк Господень, то Я откроюсь ему во сне, в видении буду говорить с ним» (Чис. 12:6). Итак, доверие снам не одобряется в тех случаях, когда это не соответствует воли Божьей. Также, доверие или недоверие снам зависит от того, каким является духовное состояние человека, который видит сновидение.

Существует огромное количество случаев, когда откровения во сне и видения были действительным проявлением воли Божьей. Достаточно вспомнить патриарха Авраама, Иакова, Иосифа, пророка Моисея, Исаию, Иеремию, Иезекииля, Илию и других пророков, первомученика и архидиакона Стефана, апостолов Петра, Павла, евангелиста Иоанна Богослова, святого Иосифа Обручника, Пречистую Деву Марию и многих других, кто удостаивались особых сновидений и видений. Сам Богомладенец Христос был спасен от смерти благодаря тому, что праведный Иосиф поверил являвшемуся во снах ангелу и исполнил все его пожелания.

Иногда Господь открывается через сны и видения неопытным в духовной жизни людям или даже неверующим. Но это случается очень редко и по особому промыслу Божьему, когда Он точно знает, что через этого человека проявится Его воля к пользе, спасению и исправлению многих.

Так верить ли снам?

Что же делать, если сон всё же приснился и является, по мнению человека, действительно каким-то важным личным или общеполезным посланием? Если не с кем посоветоваться, то лучше вообще игнорировать такой сон. А если есть несколько человек, к которым есть доверие в духовных вопросах, то, как говорил старец Клеопа (Илие): «Советоваться нужно не с каждым, но кому вверено руководство другими, и кто сам просиял жизнью своей». Это нужно не столько для того, чтобы духовник растолковал сон, но, прежде всего для того, чтобы за сном или видением распознать, от какого источника исходит данное явление, и вовремя предохранить себя от близкого падения или же наоборот, настроиться со смирением воспринять явленную через сон волю Божию.

Читать еще:  Лимфодренаж тела гарантия красоты

Что бывает, кроме снов

К слову, старец Клеопа (Илие) выделяет и другие явления, схожие со сновидениями, которые, как и сны, могут быть носителями негативной или положительной информации, губительной или созидательной для человека. Это видения — явления, воспринятые оком ума в сознании, во сне или полусне, в состоянии восхищения или изумления; мечтания — один только обман зрения, в то время как ум спит, или лицезрение того, чего нет; откровения — больше, чем видение, являет человеку вещи более глубокие, чем то, что бывает видимо, великие дела и тайны Божии; ощущение — то, что видится ощутимым образом; озарение — то, что выше чувственного ощущения, когда человеку дана благодать не только видеть, но и понимать то, что увидел; прозрение — больше видения, но намного меньше откровения или пророчества, когда прозорливый видит, словно у него на глазах совершается то, что происходит далеко или же видит сердце другого человека; предсказание — это ветвь пророчества, но о вещах более близких, когда предсказывающий говорит только о вещах, которые случатся вскоре.

При этом, божественные откровения имеют несколько признаков — это высота открываемых в них поучений, Божественная чистота и сила изменять людей к лучшему. Они всегда соответствуют Священному Писанию и учению Церкви.

Какие бывают сновидения

Сны могут быть хорошими или губительными по своему характеру проявления, а отношение к ним может говорить о духовном состоянии человека.

По мнению святого Диадоха Фотикийского, хорошие сны «не ужасают чувств, наполняют душу радостью духовной, душа желает такого сна после пробуждения или же такой сон вселяет в душу сладкую печаль и неболезненные слёзы». Плохие сны снятся страстным и плотским людям, тогда они бывают не только от дьявола, но и от самого сознания нераскаянного человека, смущают душу, устрашают её, ввергают в глубокую печаль или безысходность.

Более того, по словам преподобного Никиты Стифата, по характеру сна можно судить и об устроении самой души человека и его заботах. Если человек уже живёт добродетельной жизнью, ему нет необходимости в толковании каких-то даже хороших снов, поскольку сами дела живой веры насыщают его жизнью по воле Божьей. И тем более, каким безрассудством страдают нераскаянные люди, которые в буквальном смысле пленены тем, что толкуют каждое приснившееся сновидение. При этом обращаются за помощью к другим людям, которые сами находятся в прельщенном состоянии, и составляют различные варианты сонников.

Делая это своим образом жизни, они лишают себя возможности распознать сновидение, которое может быть действительно судьбоносным и соответствовать воле Божьей. Такие люди как бы насильно склоняют себя к тому, от чего так настойчиво, как мы убедились, предостерегают святые отцы и Сам Господь.

Архимандрит Феодосий (Марченко)

Стоит ли верить снам: православная точка зрения

Сновидения притягивают своей необычностью, пробуждают радость или печаль. Что с нами происходит во время ночного отдыха, в какой мир мы попадаем? Стоит ли верить снам или просто не обращать внимания на причудливые сюжеты? Рассмотрим вопрос с православной точки зрения.

Православный взгляд на сновидения

Во время сна человек становится совершенно беззащитным, теряет бдительность и контроль за своими мыслями. Если во время бодрствования мы можем противостоять соблазнам мира сего, то в мире сновидений ведем себя совсем иначе. Поэтому отцы церкви считают картины сновидений опасными для души человека, ведь нечистая сила может легко соблазнить на грешные помыслы и поступки.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

В большинстве случаев лукавый пользуется беззащитным состоянием человека, чтобы ввергнуть его в пучину страстей и грешных помыслов. Бесы могут прислать картины кошмаров, насилия или телесного соблазна. Тем самым они пытаются воздействовать на разум и чувства, склоняя к греху. Также они могут являться в образе святых или ангелов, чтобы ввести человека в заблуждение.

Если человек поддается на эту уловку и после пробуждения обращается за толкованием к соннику, это является для бесов побуждением к действию. В следующий раз они пошлют картины сновидений, через которые будут управлять поступками человека. Поэтому на вопрос «Верить ли снам?» ответ однозначен — нет.

Искушения

Отцы церкви в назидание приводят пример из жизни одного инока, который верил сновидениям. Он вел праведную жизнь, но бесы воспользовались его доверчивостью снам. Лукавый хитро поступил с иноком, не отпугнув его кошмарами или святотатством. Инок все глубже втягивался в этот омут, легкомысленно доверяя соблазну лукавого. И вот однажды лукавый показал ему, что Спаситель на самом деле находится не в Свете, а вот Тьме. Бес пытался убедить инока, что истинными чадами божьими являются иудеи, а не христиане.

После этого сновидения инок решил примкнуть к «избранным» и обратился в иудейство. Он оставил православную обитель, чтобы идти путем иудейской религии. Долго инок не прожил, так как его скосила неисцелимая болезнь. Вот к чему может привести доверчивость человека сновидениям, посылаемым нечистым духом. Поэтому отцы православной церкви наставляют паству не доверять своим снам и не пытаться их истолковать.

Сны от бога

А бывают ли сны, посланные из вышнего мира? Да, они тоже бывают, но отличаются назидательным характером и никогда не противоречат евангелию. Если вы видите сюжет, не соответствующий Слову Божию, это приходит от лукавого.

Однако не следует ожидать послания сновидений из вышнего мира: Господь удостаивает такой чести лишь избранных.

В Ветхом Завете упоминаются праведники, которым Господь посылал свои откровения через сновидения. Например, вещий сон был послан праведному Иосифу, в котором он увидел себя и своих 11 братьев. Они были в поле и вязали снопы. И вдруг, именно его снопу все поклонились. Потом он увидел, что ему поклонились луна и солнце вместе со звездами. Число звезд тоже соответствовало одиннадцати.

Когда Иосиф рассказал свой сон братьям, они осерчали на него и продали в рабство. Но Бог устроил так, что через несколько лет братья Иосифа были вынуждены приехать в Египет, потому что в их земле настал голод и не было хлеба.

В Новом Завете мы видим другого Иосифа — Обручника. Когда дева Мария забеременела, он усомнился в ее порядочности и решил уйти. Но во сне к нему пришел архангел Гавриил и сказал, что дитя зачато от Духа Святого. Более того, архангел Гавриил сказал, каким именем нужно назвать младенца. Во сне Иосиф узнал, что дитя спасет мир от грехов и станет Искупителем.

Также во сне Иосиф был предупрежден о намерении Ирода убивать всех младенцев, поэтому святому семейству необходимо сочно уйти в Египет. Когда беда миновала, архангел Гавриил велел им вернуться домой.

Сны от бога видели и православные праведники. Например, Серафим Саровский несколько раз сновидел Божью Матерь. Однако молитвенный подвиг Серафима Саровского мало кто может повторить, тем более, прожить в пустыне 15 лет. Поэтому не следует впадать в прелесть и рассчитывать, что недостойным могут прийти сновидения от бога. Их нужно заслужить.

Недавно вставших на путь духовный могут поджидать многие соблазны, ведь бесам ничего не стоит явиться в образе Богоматери или какого-нибудь святого.

Духовная прелесть — один из самых сильных соблазнов, посещающих неокрепшие души праведников. Духовная брань происходит в умах человеческих, поэтому бесы активно атакуют православных в сновидениях.

Духовная защита

Отцы церкви считают, что сновидения отражают наш душевный мир и переживания, являются проекцией духовной жизни. По характеру сновидений можно определить, какие духовные недуги поразили человека. Если вас преследуют сны эротического характера, значит, бесы нашли слабое место через грех блудной страсти. Поэтому сны нужно использовать для обуздания своих пороков.

Можно ли верить снам, в которых приходят образы святых? Если вы ведете неправедную жизнь, вряд ли к вам придут святые старцы в сновидении. Скорее всего, это пришли бесы. Что же делать, как защититься от наваждений?

Православное духовенство наставляет не отходить ко сну без покаяния и осмысления своих поступков, совершенных в течение дня.

Если верующий читает перед сном вечернее правило, кается и осознаёт свои действия, то может спать сном праведника. Если вы все же опасаетесь влияния бесов во сне, то можете прочитать «Кресту животворящему» и окропить кровать и комнату святой водой. Крестное знамение — мощная защита верующих. Поэтому перед сном нужно перекрестить двери, окна, потолок, стены, пол и свою кровать.

Помните, что сны от Бога получают лишь единицы праведников, всем остальным под видом ангелов могут явиться бесы.

Поэтому не стоит верить сонникам, через которые лукавый может легко ввести вас в прелесть и даже погубить душу. Плохие сны забывайте, а сновидения с участием ангелов и святых подвергайте сомнению. Можно об этом поговорить с духовными наставниками из церкви. Они вам разъяснят ситуацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector