Куртка Пилот американская легенда
Aleksaschool.ru

Женский портал

Куртка Пилот американская легенда

Si vis pacem, para bellum!

22/08/2012 Еще одна легенда — летная куртка Бомбер

В прошлой статье я писал о полевой куртке М-65, и вот еще одна легенда — летная куртка «Бомбер» (или «Пилот», как ее еще у нас называют). Я купил эту куртку в начале 90-х годов и проносил ее, не снимая, каждую зиму более 10-ти лет. Причем я испытывал свой «Бомбер» и в условия Крайнего Севера, при -40 градусах мороза в Новом Уренгое, и в средней полосе, при мокром снеге и дожде. Замечательная вещь, ей просто нет сносу!

Прообразом современного Бомбера (Пилота) является лётная куртка Irvin RAF Sheepskin Flying Jacket. И вот история ее создания:

Изначально, во время Первой мировой войны, большинство самолетов не имело закрытой кабины пилота, и поэтому требовалась достаточно теплая одежда для летчика, чтоб защититься от холода. Многие пилоты тогда носили длинные кожаные пальто — в то время достаточной ветронепроницаемостью обладала только кожа.

В сентябре 1917 года в американской армии был основан комитет Aviation Clothing Board, который занимался дистрибуцией надежных кожаных летных курток — с высокими воротниками, молниями с ветрозащитными клапанами, облегающими манжетами и поясами, и отороченные мехом. Так произошло рождение летной куртки.

В 1926 году американский авиатор Лесли Ирвин придумал и выпустил классическую летную куртку из овчины.

Он основал фабрику в Великобритании и стал основным поставщиком летных курток для RAF (Royal Air Force – Королевских Военно-воздушных Сил). Такими куртками экипировались экипажи английских ВВС до и во время Второй мировой войны.

Этот тип куртки пережил многие перевыпуски, прежде чем был снят с производства в 1944 году. Хотя многие компании получили патент на производство этого типа курток, до сих пор эту модель многие называют в честь ее создателя «IRVIN». В 1942 году, вследствие огромных военных расходов, связанных с участием во Второй мировой войне, военные ведомства Великобритании шли на удешевление и минимизацию расходов, насколько это было возможно. Этот процесс коснулся и курток RAF «IRVIN» — применялись менее качественные овечьи шкуры меньшего размера (что приводило к увеличению количества швов) и менее затратные технологии производства. Тем не менее, комплектация летных частей подобными куртками продолжалась до самого конца войны.

Летчики эскадрильи «Нормандия-Неман» в куртках Irvin RAF Sheepskin Flying Jacket.

Куртка пользовалась сумашедшей популярностью. Даже сэр Монтгомери не устоял перед искушением…

В 1931 году в США была тоже выпущена летная куртка из овчины, которая получила наименование B-3 Bomber Sheepskin Jacket. В отличие от английской, она не имела ремня на поясе и у нее был один накладной карман.

Современные летчики не летают в бомберах-ирвинах-пилотах, появились более легкие комбинезоны, да и в кабине самолета сейчас, наверное, теплее, чем в 20-40е годы прошлого века. Тем не менее, куртка не утратила своей популярности, и до сих пор остается в моде (теперь у гражданских лиц). Это одна из вещей, которые не находятся во временных рамках, это — легенда!

Подлинная история легендарной куртки Пилот

Лётные куртки (как и лётные хронографы), один из самых привлекательных фетишей. Романтика самолетов и пилотов эпохи до изобретения радаров и ракет привлекает множество фанатов по всему миру. Изначально, во время Первой Мировой Войны, большинство самолетов не имело закрытого кокпита и требовалась достаточно тёплая одежда для пилота. Большинство из них носили длинные кожаные пальто — в то время достаточной ветронепроницаемостью обладала только кожа.

В сентябре 1917 года был основан комитет Aviation Clothing Board американской армии, который занимался дистрибуцией надежных кожаных лётных курток — с высокими воротниками, молниями с ветрозащитными клапанами, облегающими манжетами и поясами, отороченными мехом, так произошло рождение американской лётной куртки.

История производства

Двумя самыми исторически известными куртками стали типовые лётные куртки A-2 и G-1. Эти две модели положили начало целому направлению не только в авиационной (военной) моде, сейчас уже можно констатировать, что лётные куртки оставили свой след в мировой индустрии производства одежды.

Лётная Куртка A-2 (цвет navi blue) Лётная Куртка G-1 Marina Militare

Большая часть лётных курток А-2 выпускалась из лошадиной кожи, дублёной хромом или растительными экстрактами, но некоторые куртки были сделаны из козлиной кожи, по примеру G-1 и еще меньше из коровьей или воловьей кожи (которую довольно трудно отличить от лошадиной, если дубить одинаково). В основном кожа козы использовалась только тогда, когда на фабриках подходили к концу запасы лошадиной.

В военное время лётные куртки выпускались множества оттенков и тонов, но все были основаны на двух цветах — seal (темно-коричневый) и russet (красно-коричневый), причем первые в большинстве своем были перекрашены из вторых, чтобы скрыть потертости и выцветание, но некоторые производители (Aero Leather) красили А-2 в темно-коричневые изначально.

С 1939, подкладку из шелка окончательно заменили на хлопковую, с целью экономии конечно. Молнии делались из стали или бронзы, некоторые были никелированы, а производили их Talon, Crown, Conmar и Kwik, с преобладанием первого. В настоящее время распространены молнии YKK.

Фирменная подкладка Молния YKK – гарантия качества

Современные версии довольно свободные, в то время как оригинальная куртка была более облегающего кроя, для юных подтянутых пилотов, а не для толстых фермеров воображающих себя Эрихом Хартманном. Также A-2 не была предназначена для носки поверх нескольких слоев одежды — для зимнего времени пилоты одевали куртки из овчины.

А-2 вручалась пилоту окончившему начальное обучение, перед началом следующего этапа обучения — одна штука в одни руки, и являлась предметом особой гордости летчика.

Куртка лётная Type A-2 “Tornado” – стиль неподвластный времени

Продвигаясь по службе, пилот нашивал эмблемы эскадрилий, знаки различий и иногда целые художественные произведения. Команды бомбардировщиков часто нашивали небольшие бомбы справа, по количеству выполненных бомбометаний. Пилоты морской авиации часто носили эмблемы всех подразделений в которых они служили, тогда как армейские авиаторы старые нашивки отпарывали. Эмблема Army Air Forces нашивалась и печаталась на левом рукаве, а щит конкретной воздушной армии на правой. На подкладке рисовалась карта миссии, которая теоретически могла быть использована если пилота сбили, а асы сбившие пять и более самолетов противника, могли похвастаться красной сатиновой подкладкой.

Официально, только пилоты армейской авиации могли получить эти куртки, но такие армейские селебрити как генералы МакАртур и Паттон, тоже доставали и носили А-2, популярность курток была просто огромной.

Оригинальные А-2 военного времени довольно редки, но их можно достать — cтоимость такого музейного экземпляра варьируется от 800$ до 5000$ в зависимости от состояния и наличия нашивок.

Делящей первое место по известности с А-2, была куртка морской авиации G-1. Она “прожила” значительно дольше своей соперницы — только в 1978 году конгресс настоял на прекращении производства, из-за того что мощности снабжения морфлота не справлялись со спросом. Фильм 1985 года Topgun, с Томом Крузом, где тот носил стильную G-1 с множеством нашивок, вызвал взрыв популярности лётных курток, да такой что ВВС в 1988 начали перевыпуск легендарных А-2.

Легендарная модель TOP GUN G-1 с нашивками | Реплика лётной куртки из х/ф “Top gun”

Естественно сегодняшние куртки не надевают в кабину современного самолета, но они остаются важным отличительным признаком, гордостью военного пилота. В наши дни популярность лётных курток настолько велика, что знакомый силуэт куртки-пилот можно заметить не только в кабине пилота, в “топганах” ходят знаменитые актёры и звёзды шоу-бизнеса. Интерес к авиационной моде повышается год от года. В последнее время в нашей стране набирает популярность малая и частная авиация. Открываются аэроклубы и вертолётные площадки. Все эти события дают дополнительный толчок популярности лётных кожаных курток. Согласитесь что визитная карточка любого авиатора, его внешний вид, а значит его любимая лётная куртка.

Читать еще:  Как сплести корзину самостоятельно из газет

Все модели легендарных бомберов и курток пилот смотрите в разделе Лётные куртки официального каталога интернет-магазина “Bison store”.

Побудь в моей коже

История о том, как летная куртка первых военных авиаторов превратилась в униформу скинхедов и готов

В 1985 году на экраны вышел фильм Top Gun с Томом Крузом в главной роли. Круз сыграл пилота тяжелого палубного истребителя F-14 Tomcat лейтенанта Пита Митчелла. Как и положено по уставу, Митчелл носил форменную куртку ВМС США — бомбер G-1. К тому времени G-1 уже семь лет как была исключена из снаряжения военных летчиков. Однако после выхода фильма она стала настолько популярна, что американские летчики настояли, чтобы ВМС США возвратили ее в строй. А многочисленные компании по производству одежды стали шить ее реплики для гражданского населения. Но настоящая история пилотских курток началась намного раньше.

Специальная форма военных летчиков появилась вместе с военными самолетами в первом десятилетии XX века. В 1909 году в США войска связи впервые приняли на вооружение летательный аппарат — он взлетал с монорельсовой катапульты, садился на лыжи, а его экипаж состоял из двух пилотов. Вслед за этим в Германии появились «Фоккеры», во Франции — «Спады». У всех этих машин кабина пилота была открытой. Между тем аэропланы уже поднимались на высоту три-пять километров, где большую часть года за бортом была минусовая температура. Кроме того, на первых самолетах постоянно случались пожары. Так, в 1914 году из 99 русских самолетов, сражавшихся на фронте, 91 сгорел в результате разных, в том числе и не боевых, причин. В этих условиях авиаторам требовалась особая одежда — теплая, непродуваемая, непромокаемая и, главное, негорящая.

Поначалу летчики приспособили для полетов кожаное пальто. Его шили из двух слоев овчины, которая при пожаре лишь обугливалась снаружи. Но скоро выяснилось, что в длиннополом пальто неудобно лазать по самолету. Тогда пилоты придумали его укоротить. Неизвестно, кто первым отрезал кожанке полы, зато достоверный факт: в 1917 году американский комитет Aviation Clothing Broad заказал нью-йоркской компании Schott разработать экипировку для пилотов ВВС. Фирма Schott, которой владели Ирвинг и Джек Скотты, потомки русских эмигрантов, к тому времени уже выпускала кожаную одежду для мотоциклистов. Поэтому для американских военных летчиков Скотты создали куртку из конской кожи длиной до бедер, с высоким воротом и вязаными манжетами. Официально эта модель называлась А-1, однако авиаторы прозвали ее Flying Jacket. Именно в Flying Jacket в 1921 году лейтенант Джон Макреди установил мировой рекорд, поднявшись на своем Lusac-11 на высоту 10 километров 740 метров.

В 20-х годах прошлого века Flying Jacket стал популярен у летчиков как в Америке, так и в Европе. Однако время шло, и высота полета в 12 километров и температура минус 50 за бортом стали для военных летчиков привычными. Чтобы не замерзнуть во время боевого задания, пилотам требовалось особенно теплое снаряжение. И оно появилось — в 1926 году, когда авиатор Лесли Ирвин разработал свой знаменитый Irving Jacket.

На самом деле, Лесли был не столько авиатором, сколько отчаянным парнем. В годы Первой мировой войны он работал каскадером на съемочных площадках Голливуда, а мечтой его жизни было совершить прыжок с самолета в свободном падении. В 1919 году, чтобы осуществить мечту, Ирвин сконструировал первый в мире настоящий парашют. И лично его испытал. Прыжок прошел успешно. За исключением одного: оказалось, что летная куртка А-1 совершенно для этого не подходит. Тогда Ирвин дополнил ее подкладкой из овчины толщиной в 2 сантиметра, застежкой-молнией и фирменным «язычком» на груди — куском подкладки, заправлявшейся для тепла за ворот. Irving Jacket весил несколько килограммов, однако куртки эти были настолько надежны, что с началом Второй мировой войны компания Irving Air Chute Co заключила контракт с Royal Air Force — военно-воздушными силами Британии, став главным поставщиком снаряжения для английских пилотов.

У американских летчиков в те же годы была своя легенда. Куртка B-3, которой были экипированы пилоты бомбардировщиков ВВС США. В обиходе она так и называлась Bomber. Или «Пилот». Ее создали братья Дугласы на своей фабрике в 1934 году. В принципе, это был тот же Irving Jacket — только усовершенствованный. Во-первых, В-3 для тепла застегивался дополнительными ремнями на горловине и на поясе. Во-вторых, имелся карман для перчаток. Он не был утеплен, так как считалось, что держать руки в карманах пилотам не положено по уставу. В-третьих, настоящий «Пилот» бывал только двух цветов — красно-коричневый и темно-коричневый. Причем во второй цвет летчики перекрашивали куртки сами, чтобы скрыть потертости.

Годы Второй мировой войны стали годами славы всех летных курток. Обычно куртка вручалась пилоту после того, как он оканчивал первый курс летного училища — одна штука в одни руки. И являлась предметом особой гордости летчика. К тому же куртка многое могла рассказать о своем владельце. Так, пилоты морской авиации, продвигаясь по службе, нашивали на куртку знаки различия и эмблемы эскадрилий, в которых они когда-либо воевали. Армейские авиаторы, напротив, оставляли нашивку только действующей эскадрильи, остальные же спарывали. А по небольшим эмблемам бомб, нашитым на правой стороне куртки, можно было узнать, сколько целей поразил экипаж бомбардировщиков. Наконец, многие летчики рисовали на подкладках карту миссии, которая теоретически могла быть использована, если пилота сбивали. Асы же, сбившие пять и более самолетов противника, меняли обычную темную шерстяную подкладку на красную шелковую. И хвастались ею перед девушками.

Но вот война закончилась, и кожаные летные куртки, особенно на подкладке из овчины, ушли в прошлое. Их сменили легкие и удобные нейлоновые модели — прежде всего, MA-1 и G-1. По иронии судьбы, оба эти «Пилота» стали знаменитыми благодаря не военным, а штатским. Так, куртка MA-1, действительно бывшая экипировкой пилотов ВВС США, сражавшихся во Вьетнаме, в начале 80-х годов XX века стала дресс-кодом лондонских скинхедов и футбольных хулиганов. Скины особенно любили ее за ярко-оранжевую подкладку (которая изначально нужна была для того, чтобы летчик, совершивший аварийную посадку, мог вывернуть куртку наизнанку и стать заметнее для спасателей) и blood chit — «кровавый талон», где на всех языках мира сообщалось, что владельцу куртки надо оказать помощь. А G-1, форменную куртку морской авиации, прославил Том Круз в фильме Top Gun.

Культовое обмундирование

Куртки пилотов или, как их часто называют, «бомберы», прошли долгий путь от объемных изделий из дубленой кожи весом в несколько килограммов, до укороченных легких версий из современных материалов с резинкой в районе пояса. За свою долгую историю эти куртки стали классикой мужского гардероба и, по мнению многих, являются самой подходящей одеждой в межсезонье.

В период Первой мировой войны кабины самолетов не имели закрытых фонарей и не оснащались системами обогрева, в связи с чем летчикам порой приходилось сталкиваться с температурой до минус 50 градусов. Так как технологии того времени не позволяли решить проблемы путем внесения изменений в конструкцию самолета, военные департаменты Европы и США решили: «если нельзя утеплить самолет – нужно утеплять пилота». С этого момента начинаются активные работы по созданию обмундирования для авиаторов.

Лесли Лерой Ирвин (1895-1966), изобретатель классического “бомбера”

Cockpit Irvin Flight Jacket. Эта куртка была создана в 1926 году британцем Лесли Ирвином, отсюда и ее название. Эта модель является первой серийной курткой для нужд военной авиации Великобритании. Она шилась из толстой дубленой кожи, а подкладка была сделана из стриженой овечьей шерсти. Эта модель была снабжена отложным воротником, молниями на манжетах и утягивающим ремнем на поясе. Однако Лесли Ирвин вошел в историю мировой авиации не только благодаря изобретению первого «бомбера» – он также является создателем и испытателем первого в мире парашюта.

Читать еще:  Денежное дерево фен шуй талисман богатства и удачи

Южноафриканские летчики в Cockpit Irvin Flight Jacket, Северная Африка, апрель 1942 г. Куртка была полезной даже в условиях Африки с ее резкими колебаниями температуры

A-2 Flight Jacket. Американская армия всегда и во всем любила выделяться. Поэтому здесь для летчиков были созданы свои объемные куртки на толстой подкладке (модели B-3, В-6 и ANJ-4). Однако с появлением обогрева кабин нужда в повышенном утеплении обмундирования отпала, поэтому в 1931 году в летные части ВВС США вводится куртка модели А-2. Она делалась из прочной конской кожи и не имела меховой подкладки. Вместо утягивающего ремня в этих моделях использовалась широкая резинка в районе пояса.

Экипаж американского бомбардировщика в куртках в A-2 Flight Jacket

Как уже говорилось выше, американские солдаты всегда любили выделяться. Еще со времен войны за независимость США ополченцы всеми доступными средствами старались украсить свои рожки для пороха. Также есть свидетельства того, что во время Гражданской войны солдаты обоих сторон наносили различные отличительные знаки на приклады своих ружей. Куртки модели А-2 не стали исключением. По сути, это первый в истории унифицированный элемент одежды военнослужащего, который был превращен в настоящий холст. Летчики стремились украшать свои «бомберы» всевозможными нашивками и рисунками. На них, также как и на самолетах, отмечалось количество вылетов, сброшенных бомб и уничтоженных противников. Командование ВВС, как ни странно, смотрело на это сквозь пальцы, а порой даже поддерживало такие инициативы. Один генерал в 1942 году как-то сказал по этому поводу следующее: «Возможно, завтра один из этих парней будет подбит или заживо сгорит в самолете. Так пусть хоть такая мелочь как картинка на куртке отвлечет его от этих мыслей».

Фронтовое “творчество” на спинах “бомберов”, 401-я бомбардировочная группа ВВС США, 1945 г.

Помимо первенства по количеству брутальных картинок среди обмундирования вооруженных сил США в годы Второй мировой войны, куртки модели А-2 также стали первыми, в которых использовался так называемый Blood Chit. Это большие нашивки на нескольких местных языках или наречиях, в которых излагается информация о том, что владелец куртки – летчик ВВС США и если помочь ему добраться до американского или любого другого дружественного лагеря, будет выплачена награда. Такого рода нашивки были вынужденной мерой, так как азиаты не различали европейцев, а пилоты не знали местного языка, и чтобы, допустим, китайцы, не застрелили американца, приняв его за немца, на внутреннюю часть куртки стали нашивать Blood Chit.

Blood Chit на китайском: доставивший пилота союзникам будет вознагражден

В-15 Flight Jacket. Благодаря опыту Второй мировой, авиастроение стало развиваться семимильными шагами. Самолеты становились быстрее и летали все выше, их кабины заполнялись все более сложным оборудованием. Поэтому теперь даже в не самой тяжелой куртке из конской кожи пилоту стало очень неудобно, а от комфорта при управлении дорогим аппаратом зависит не только жизнь пилота, но и сохранность техники, как бы цинично это не звучало. Военные задумались о чем-то новом и более удобном. Так в конце 40-х в армию поступает «бомбер» модели B-15. Он стал таким большим прорывом, что прослужил США вплоть до конца 60-х, а его фасон и элементы кроя стали не только эталоном кроя летных курток, но и были заимствованы униформами других родов войск.

B-15 пилота Второй мировой

Так, например, В-15 стала первой одеждой, в которой использовался нейлон. Помимо этого, рукав куртки впервые имел так называемый «сервисный карман». Этот карман, без которого сегодня не обходится ни один вид военной полевой униформы, изначально предполагался для хранения различных мелочей, необходимых пилотам на задании. Он имел специальные отделения для хранения ручек или карандашей для прокладки маршрута. Но, помимо своего официального названия «сервисный», он также имел прозвище, ходившее среди самих пилотов – «сигаретный», так как большинство пилотов всегда курили, а в этот карман на молнии легко могла войти пачка сигарет, зажигалка, ручка и ключи. Единственное, что возможно и устарело в этом элементе одежды – это крепление для пишущих приспособлений, так как современные военные пилоты используют ручку намного реже.

Мэрилин Монро в куртке B-15

МА-1 Flight Jacket. Этот «бомбер» окончательно вытеснил из армии в 1963 году куртки модели В-15, и именно этот элемент униформы пилотов стал классическим современным силуэтом для такого рода одежды. Новые «бомберы» от всех предыдущих моделей и разработок отличались одной маленькой, но ключевой деталью, благодаря которой силуэт таких курток стал узнаваем и получил распространение среди многих мировых субкультур. Речь, конечно же, о том, что создатели МА-1 решили убрать с «бомбера» воротник. Кроме того, обратная сторона крутки была окрашена в ярко оранжевый цвет – это делалось для того, чтобы пилота, потерпевшего крушение, можно было с легкостью заметить с вертолета. Для того, чтобы местные жители не причинили вреда пилоту, на подклад также пришивался Blood Chit.

МА-1 Flight Jacket

Кстати, именно с этих курток началось наступление «бомберов» на рынок гражданской одежды, и заслуга в этом принадлежит американским военным, вернувшимся из Вьетнама. Вернувшись домой, многие из них с трудом адаптировались к мирному образу жизни, и даже гражданская одежда, по их мнению, сидела как-то не так. Поэтому ветераны стали закупать одежду в местных военторгах – так «бомберы» МА-1 устремились на улицу, где сразу же завоевали популярность среди представителей агрессивно настроенных молодежных движений. Их привлекала прочность, легкость и упомянутое отсутствие воротника, за который обычно могут схватить в драке. На этой волне популярности стали даже появляться фирмы, шьющие реплики военной униформы. Самый яркий пример – фирма Buzz Rickson. Именно с ней связана одна примечательная история. Главная героиня романа «Распознавание образов» американского писателя-фантаста Ульяма Гибсона носит черный «бомбер» модели МА-1. В связи с большой популярностью этого романа, Buzz Rickson просто завалили заказами на черные «бомберы», но такие куртки никогда не выпускались для ВВС США, поэтому фирма пошива реплик просто не имела их у себя в линейке. Производство модели, отличной от армейских, было бы ударом по имиджу компании, однако руководство не растерялось, и, связавшись с писателем, создало отдельную про-модель черных МА-1 Ульяма Гибсона.

Оранжевый подклад и Blood Chit на вьетнамском языке

CWU 45/P Flight Jacket. Эта модель авиационных курток поступила на службу ВВС США в 1980-х годах. Она является прямым наследником МА-1 Flight Jacket и изначально применялась как утепленный вариант «бомбера». Помимо мелких отличий, типа наличия воротника и отсутствия оранжевой подкладки, есть одна деталь, которая кардинально отличает эту модель от всего того, что было придумано ранее. Дело в том, что сделана она из уникального материала Nomex. Этот материал не только прочный и легкий, но еще и обладает высокими показателями огнеупорности, что, согласитесь, для военного летчика вещь довольно полезная.

CWU 45/P Flight Jacket

Кстати, «бомберы» из этого материала делаются лишь для Военно-воздушных сил США, а те, которые продаются на рынках гражданской одежды, хоть и шьются той же фирмой, что и военные модели, но Nomex в них заменен на нейлон. Приобрести оригинальные CWU 45/P Flight Jacket можно разве что проведя долгое время на сетевом аукционе eBay и отдав довольно внушительную сумму денег.

Читать еще:  Как пережить расставание с парнем

Президент США Барак Обама в старинной авиационной куртке А-2

Так же, как это было с кардиганами, морскими бушлатами и дезертами, куртки военных пилотов, зародившись в недрах армии, претерпевают от сезона к сезону различные видоизменения, но при этом всегда остаются одним из ведущих трендов мужского гардероба. Но как довольно странные на вид «бомберы» могли из элемента одежды военных пилотов, ветеранов Вьетнамской войны и молодежных группировок стать своеобразным культурным символом? Все просто: этому способствовали сами военные подрядчики. Дело в том, что в 1990-е такие крупные производители военного обмундирования как Alpha Industries и Schott начали испытывать серьезные трудности. Виной всему стало окончание холодной войны, которое повлекло за собой сокращение расходов на военную промышленность и окончание программы, по которой самые выгодные и большие госзаказы отдавались только американскому производителю.

Самый стильный бородач Ник Вустер в «бомбере» B-15

Поэтому фирмам, каждая из которых шила не менее 550 тысяч «бомберов» в год, пришлось переориентировать большую часть своих мощностей на освоение мирного рынка. С этим у них не возникло проблем, так как хорошие армейские рекомендации и различные голливудские киноленты типа «Лучший стрелок» с Томом Крузом, «Сломанная стрела» с Джоном Траволтой и, конечно же, «Рембо: первая кровь» с Сильвестром Сталлоне, сделали всю работу за производителей одежды. Все это привело к тому, что большинство предприятий, ранее производивших одежду исключительно для нужд армии, теперь известны по всему миру, хотя и продолжают выполнять государственные заказы.

Несмотря на новомодные тенденции, силуэт «бомбера» всегда узнаваем

Теперь уже такие маститые дома мод как Givenchy, Balenciaga и Armani, стараясь не выпасть из обоймы, представляют свое виденье классических военных образов. В винтажных куртках летчиков бомбардировочной авиации щеголяют звезды мировой киноиндустрии или общественные деятели. Но если взглянуть глубже, причиной того, что мы любим и носим одежду, идея которой родилась в ходе той или иной войны, видится в том, что большинству из нас так не хватает в мирной городской жизни, а именно приключений, героизма и простоты армейского мировоззрения.

Лучший бомбардир. Бомбер — история пилотской куртки

Самолет ВВС США на Восточном фронте Первой мировой войны, 1918. Источник

Современная репродукция Cockpit Irvin Flight Jacket. Источник

Британский летчик Второй мировой войны, одетый Cockpit Irvin Flight Jacket. Источник

Британский авиатор Лесли Лерой Ирвин – изобретатель бомбера и парашюта. Источник

Оригинал летной куртки B-3 американских ВВС. Источник

Американские пилоты 359-й эскадрильи бомбардировщиков «Ангелы ада» в куртках B-3. Источник

Современная репродукция американской летной куртки A-1. Источник

Американский летчик в летной куртке A-1, начало 40-х. Источник

Оригинал американской летной куртки A-2 периода Второй мировой войны. Источник

Американские летчики Второй мировой в летных куртках A-2. Источник

Прошедший две мировые войны генерал армии США Дуглас Макартур в куртке A-2. Источник

Отличившиеся в боях пилоты украшали свои куртки эмблемами эскадрилий, шевронами, всевозможными надписями, комиксовыми супергероями и мультяшными персонажами, а также самолетами, авиационными бомбами (по числу выполненных бомбардировок), потопленными кораблями противника и обнаженными девушками в стиле пин-ап.

Смешанные с военной тематикой эротические пин-ап изображения на куртках американских летчиков Второй мировой стали своего рода искусством. Источник

В первые годы Второй мировой войны бомберы появляются и в обмундировании советских летчиков: сначала в СССР попадают американские куртки, поставляемые по договору ленд-лиза, позже отечественная промышленность начинает производить подобные модели самостоятельно. Разумеется, бомберами их никто не называл: в ходу было название «шевретка», подчеркивающее происхождение кожи (шевретовая кожа – кожа хромового дубления, выделанная из шкур овец или коз).

Несмотря на то, что А-2 не является канонической версией бомбера, она успешно производится и сегодня: реплики можно без труда отыскать в интернете, а при желании и некоторой доле везения есть вероятность наткнуться и на оригинал. Знатоки отечественных субкультур свидетельствуют, что в среде первых московских байкеров, за неимением «косух», особым шиком считалось обладание кожаной летной курткой отца или деда.

Летные куртки A-2 получили широкое распространение среди союзников США от Великобритании до Советского Союза. Члены 837-й эскадрильи английских ВВС, февраль 1945 года. Источник

Современная американская реплика бомбера B-10. Источник

Современная американская версия бомбера B-15, на рукаве которого впервые появился «сервисный карман». Источник

Прославленный американский летчик-испытатель Айвен Кинчлоу в бомбере B-15 (справа), Корея, 1951. Источник

Знаменитая американская актриса Мэрлин Монро в бомбере B-15 на базе США в Корее, февраль 1954. Источник

В-15 используется американскими пилотами вплоть до начала 60-х, но уже в конце 40-х не является основной: на её место приходит эргономичный МА-1 – всесезонный бомбер из высококачественного легкого нейлона с полиэстеровой подкладкой, прежде всего, отличающийся от В-15 знаковым плоским трикотажным воротником. Именно МА-1 считается классической версией бомбера.

Оригинальный MA-1 бомбер конца 50-х, произведенный американской фирмой Dobbs Industries. Источник

99-е Бомбардировочное крыло Стратегического командования ВВС США в бомберах MA-1, 1958. Источник

Его силуэт с тех пор почти не менялся, если не считать несколько деталей, связанных с войной во Вьетнаме: в 1963 году куртка получила оранжевую подкладку (яркий цвет доложен был облегчить поиск пилота в случае авиакатастрофы) и так называемую Blood Chit – специальную нашивку на внутренней стороне с посланием на языке местного населения, содержащим просьбу передать летчика представителям США или любой другой дружественной страны за вознаграждение. В наше время такая подкладка используется лишь отдельными производителями.

Blood Chit на оранжевой подкладке MA-1 бомбера Alpha Industries. Источник

Американские пилоты 353-ей учебно-боевой эскадрильи ВВС США в бомберах MA-1, середина 50-х. Источник

В конце 40-х – начале 50-х бомбер, подобно другим предметам одежды с милитаристскими корнями, таким как тренч, дафлкот и бушлат, постепенно переходит из разряда спецодежды в гражданский гардероб: на военных складах остаются большие запасы нереализованных курток, простота и функциональность которых вполне способны удовлетворить потребительский спрос по обе стороны Атлантики. Кроме того, военные куртки ассоциируются с мужественностью, что только прибавляет им популярности. Бомберы появляются в военторгах Америки и Великобритании, имеющей тесные торговые связи с США, а также в отдельных нишевых магазинах, ориентированных на молодежь.

Рекламный плакат основанной в 1937 году нью-йоркской компании Aero Leather Clothing Company, поставлявшей бомберы A-2 для армии США, а заодно и всем желающим. Источник

Спустя десятилетие, в 1965 году, на экраны выходит снятый по одноименному роману Дэвида Уэстхеймера фильм «Поезд фон Райена» (англ. «Von Ryan’s Express») с Фрэнком Синатрой в роли пилота американского бомбардировщика, сбитого немцами. Главный герой, как и положено настоящему летчику, носит кожаную куртку А-2, что служит отличной рекламой бомберу: Синатра сделал для его популяризации примерно то же самое, что Джеймс Дин для Harrington Jacket или Марлон Брандо для мотоциклетной «косухи».

Знаменитый американский певец и актер Фрэнк Синатра в фильме «Поезд фон Райена». Источник

Секс-символ 60-х, американский актер Стив Маккуин в фильме «Охотник» 1980 года. Источник

Лондонские скинхеды первой половины 80-х. Источник

В 70-х в Англии зарождается околофутбольная культура, тесно связанная с набирающим обороты ультраправым движением, перехватившим стиль аполитичных скинхедов первой волны: помимо символа принадлежности к определенной среде, бомбер оказывается удобен и при драке. Беспорядки с участием фанатов и WP скинов бушуют по всей Британии все 80-е и затихнут лишь в середине 90-х, надолго сохранив за бомбером жесткую славу.

Члены ультраправого «Британского Движения», Уэллинг, Англия, 1980. Источник

Лондонские скинхеды около культового скиновского магазина The Last Resort на Гоулстон-стрит, 1981. Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector