Как выбрать приемного ребенка? Секреты семейного счастья
Aleksaschool.ru

Женский портал

Как выбрать приемного ребенка? Секреты семейного счастья

Приемный ребенок: выбор сердца и разума

Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном

Первая православная школа приемных родителей при Марфо-Мариинской обители за 11 месяцев своего существования уже подготовила 30 семей-выпускников. Десять из них взяли на воспитание детей. Помимо стандартной программы, разработанной городским Департаментом семейной и молодежной политики, в школе будущие приемные родители могут пройти катехизацию, пообщаться со священником, а также встретиться с теми семьями, которые уже воспитывают приемных детей. По окончании обучения выдается документ государственного образца – с сентября такое свидетельство о прохождении спецкурсов стало обязательным для потенциальных усыновителей.

О том, чему следует научиться будущим приемным родителям и как им справляться с духовными трудностями, порталу «Православие.ру» рассказывает организатор и духовник школы, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

– Какие главные знания должны получить потенциальные усыновители? И действительно ли теоретическая подготовка к родительству реально помогает на практике?

– Конечно, нужно познакомить усыновителей с особенностями детей, которые оказались по каким-то причинам вне семьи. Эти особенности, как правило, общие для всех таких детей: сложная психика, отсутствие телесного здоровья, часто отставание в развитии. Обычные критерии педагогики к этим детям не применимы. Поскольку все время меняются взрослые, которые живут и занимаются с ребятами в детском доме, у ребенка к ним не возникает устойчивой привязанности, и часто он не умеет любить. Травмированные дети легко переключаются с одного на другое, у них нет какой-то стабильности в жизни… В общем, приемный ребенок – не чистый лист, в его душе уже написаны жизнью разные каракули и даже скверные слова.

Кроме психологии, усыновители должны детально выяснить и юридическую сторону вопроса, чтобы знать и свои права, и права кровных родителей.

Но помимо специальных знаний, главное, чему должны учиться будущие родители, – это умение самим любить таких детей. А для этого нужно постоянное обращение к Источнику любви – к Богу. Через молитву, церковные таинства, чтение Священного Писания и соблюдение заповедей Господь дает нам чувство подлинной любви. У человека должно быть понимание, что воспитание ребенка – это подвиг, силы на который дает только Господь. «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5).

Родители, исполняя слова Христа, должны просить помощи у Того, Кто заповедовал относиться с состраданием и сочувствием к чужому горю, тем более что тут мы имеем дело с детской бедой.

– Какие мотивы чаще всего заставляют задуматься об усыновлении? Как понять, готов ли человек взять на воспитание премного ребенка?

Должны быть нормальные отношения внутри семьи – осознанное стремление иметь детей у всех ее членов. Обязательно согласие мужа, а также кровных детей, если они есть. Одиноких женщин, которые хотят ребенка, мы не рассматриваем в качестве кандидатов в приемные родители. Но, конечно, каждый случай индивидуален, поэтому только духовник конкретной семьи может дать такой совет: брать ребенка или семья еще не готова к этому.

Курсы приемных родителей как раз и нужны, чтобы не скрывать всех трудностей, а честно о них рассказать – а решение остается за семьей. Нужно осознавать, что если в семье есть непонимание, ревность, то все эти проблемы многократно возрастут, если еще появится ребенок из детского дома, который к тому же сразу перетянет все внимание на себя, ведь он не умеет делиться своей любовью и не умеет жить в семье.

Иногда приходится снимать «розовые очки» с родителей, думающих, что ребенок, которого они усыновят, будет теперь до конца жизни благодарен им. Обдуманным решение об усыновлении становится тогда, когда человек понимает, что он идет на подвиг ради ребенка.

Чаще всего трудности не пугают тех, у кого долгое время не получается родить собственных детей. Стремление быть родителем заложено природой в каждом. Несмотря на то, что в наше время люди часто до достижения зрелого и очень зрелого возраста даже и не думают о семье и детях, в результате все равно большинство приходит к такому решению. Но есть и другие случаи, когда люди, уже воспитывающие нескольких детей, понимают, как важно для ребенка жить в семье, и решают взять к себе еще одного – приемного. Бывает, что просто до глубины души трогает чужое горе.

– Когда рождается свой, кровный ребенок, мы, к счастью, не можем выбирать, какой у него будет цвет глаз, характер, болезни и т.д., – родителям приходится любить его таким, какой он есть. А вот как выбрать ребенка в детском доме? И допустим ли сам выбор?

– Я думаю, что выбирать приемного ребенка допустимо: нужно увидеть и понять, полюбишь ли ты его, расположится ли твое сердце к нему. Конечно, этот выбор сердца нужно проверить разумом. Трезво оценить, по силам ли твоей семье взять ребенка, если он тяжело болен, например, или уже достаточно взрослый и успел приобрести какие-то очень плохие привычки – изменить кардинальным образом вы ведь его не сможете. Но голос сердца все равно стоит слушать – ведь и Сам Господь может указать, что это именно тот самый твой ребенок. Да еще и самому ребенку вы должны понравиться.

На практике же бывает так, что не вы выбираете из большого количества детей, а вам самим консультанты советуют – не детей подбирают к родителям, а родителей подбирают к детям. Стоит прислушаться и к этим рекомендациям.

– Многие родители жалуются, что и своих-то, кровных детей, даже в раннем возрасте, не удается привести в Церковь. А как быть с детьми из детского дома? Способны ли они, по вашему опыту, жить в воцерковленной семье?

– Зная опыт православных детских домов, могу сказать, что очень большой процент их выпускников затем не уходят из Церкви. Есть случаи, что некоторые выпускницы становятся женами священников.

Не имея в себе страха Божия, нельзя научить ему и своего ребенка. И наоборот, если таинства имеют большое значение для родителя, этот пример передается детям. Самое главное – нам самим постоянно быть со Христом, быть в поисках главного дара, главной цели – стяжания Духа Святого.

И хотя себя мы можем и должны заставлять любить, выполнять заповеди, да и просто рано утром в выходной день встать и пойти в церковь, то ребенка, конечно, силой не заставишь. Тут творческий подход нужен, ведь семейных традиций благочестивой жизни не сохранилось. Каждой семье нужно найти свой путь. Поэтому еще важно общаться с другими семьями, делиться опытом.

– Есть ли продолжение у школы приемных родителей – клуб для уже усыновивших?

То, что сегодня воспринимается многими как некая экзотика: многодетность, усыновление и так далее, – на самом деле естественно и нормально, а ведь этому можно научиться, только имея перед глазами живой пример.

Более того, со временем мы должны прийти к тому, чтобы такие семейные клубы объединились в родительскую ассоциацию и становились реальной общественной силой – могли бы выражать свое мнение по поводу разных опасных тенденций. В конце концов в связи с тем, что меняется законодательство в области социальной защиты детей, эта ассоциация могла бы участвовать в решении вопросов, забирать ли конкретного ребенка из конкретной семьи или нет.

Все-таки, несмотря на все различия и проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители, жизнь всех семей развивается по неким общим правилам: есть посты, праздники, общие дела. Родители должны заботиться о воцерковлении ребенка с самого раннего детства, а при том, что многие наши взрослые еще сами мало знают о церковной жизни, им приходится преодолевать много трудностей на этом пути. В этом семьи должны поддерживать друг друга, помогать.

Кстати, поэтому, я считаю, очень желательно, чтобы и в школе приемных родителей занятия вели люди из многодетных семей: родители или их ставшие взрослыми дети. Мы их ищем и приглашаем поделиться опытом – особенно интересно было бы побывать у них дома, послушать какие-то истории из жизни, узнать, как они разрешают разные сложные ситуации. Ведь часто бывает, что даже специалисты-психологи из-за отсутствия собственного опыта семейной жизни не могут до конца понять проблемы подопечных. А после посещения многодетной семьи, в которой есть атмосфера любви, становится понятно, на что нужно равняться и к чему стремиться.

– Преподают ли в православной школе приемных родителей люди с таким опытом?

Но главное, что хотелось бы, – это чтобы те, кто приходят в школу приемных родителей, твердо поняли: без Бога мы не можем ничего, и чтобы они чаще обращались к Нему. Воспитание чужих детей, без преувеличения, подвиг, но важно помнить, что в лице усыновленного ребенка вы можете послужить Христу – Сыну Божиему, Который отдал за нас Свою жизнь и усыновил всех нас Богу. Это тот путь, где будет совсем непросто, но здесь вам будет помогать Сам Господь. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, – говорит Христос, – ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 29–30).

Православная школа приемных родителей – одно из направлений работы Центра семейного устройства – проекта православной службы помощи «Милосердие».

Длительность курса – два месяца. Обучение проходит по программе, разработанной Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, с добавлением дополнительных занятий. К стандарту добавляются беседы со священником, общение с родителями, имеющими опыт воспитания приемных детей, и со специалистами по возрастной педагогике. Занятия ведут священники, психологи, юристы, педагоги и другие специалисты. По окончании обучения в школе будущим приемным родителям выдается документ государственного образца.

Выпускники школы, которые взяли на воспитание ребенка из детского дома, в любое время могут обратиться за консультациями в школу, а также посещать встречи Клуба православных родителей. Встречи клуба проходят ежемесячно, на них родители могут поделиться опытом и задать интересующие их вопросы. На встречи приглашают не только тех родителей, которые прошли обучение в школе, но и всех желающих.

Записаться на курсы в православную школу приемных родителей можно по телефону справочной службы «Милосердие»: (495) 972-97-02. Также по этому телефону можно присоединиться к Друзьям милосердия – всем тем, кто не остается равнодушным, когда ближнему нужна помощь.

Секреты семейного счастья или несколько заповедей счастливой семьи

Издавна в России сложился традиционный образец счастливой семьи: мама, папа и дети, а в идеале – еще и бабушки с дедушками. В наше время эта модель стала более вариативной: вполне счастливой может быть и неполная семья, в которой детей воспитывает один из родителей; счастье обретают и семьи с приемными детьми. В чем же заключается их счастье, и как возникает эта гармония, когда каждый член семьи ощущает любовь, внимание, защиту и заботу близких?

По опыту таких семей можно сформулировать несколько неписаных правил – своеобразных семейных заповедей, позволяющих каждому, независимо от возраста, чувствовать себя счастливым среди родных людей.

«Волшебные» слова

«Доброе утро!» Казалось бы, в этой привычной фразе нет ничего особенного – обычное утреннее приветствие, формальность. Но именно с пожелания добра начинается новый день в каждой счастливой семье. И эти два слова, ставшие определенным семейным ритуалом, воспринимается подсознанием как определенный импульс, задающий позитивный настрой на весь день.

Таким же образом действуют и другие «волшебные» слова: «будь здоров», «спасибо», «приятного аппетита», «спокойной ночи». Считается, что, употребляя их, мы всего лишь демонстрируем правила хорошего тона, однако семейные психологи убеждены: эти фразы, произнесенные от всей души, посылают подсознанию собеседника волны позитива.

«У нас дома не кричат»

Замечено, что в счастливых семьях никогда не повышают голос. Это вовсе не значит, что в них не бывает споров и разногласий, просто там принято решать проблемы спокойно, без криков и истерик. Так решили взрослые, создав семью, этому научили и детей. Надо сказать, это очень полезное семейное правило, которое сохраняет нервы, настроение и теплые отношения. К тому же, зачем ругаться, если все равно придется мириться?

Читать еще:  Кристиан Диор: биография гения

«Давайте придумаем праздник!»

Еще одно хорошее правило – создавать семейные праздники. Не только отмечать дни рождения и «красные дни календаря», а придумывать собственные поводы для праздников с сюрпризами, подарками (пусть небольшими, чисто символическими) и вкусным семейным ужином. При желании таких поводов найдется множество: можно отметить в кругу семьи успех на работе или в школе, какое-то личное или семейное достижение. Да и просто так, без повода собраться в выходной день на загородный пикник – тоже здорово!

Такие небольшие праздники, как и процесс подготовки к ним, очень сближают родителей и детей. Совместно приготовить праздничный обед или ужин, своими руками смастерить подарки и придумать приятные сюрпризы – все эти приятные хлопоты не только позволяют детям научиться чему-то новому, но и создают в доме удивительно теплую и доверительную атмосферу.

«А что у вас новенького?»

В семьях, где каждый человек, независимо от возраста, окружен любовью и вниманием, есть хорошее правило: приходя домой с работы, из школы или детского сада, делиться новостями. Оно исходит от взрослых и постепенно перенимается детьми. Даже трехлетние малыши, видя, как мама с папой делятся дневными новостями, с удовольствием включаются в беседу: «А я сегодня в садике…». Разумеется, это правило не имеет ничего общего с формальной фразой «Как дела?», не требующей ответа. Интерес должен быть искренним.

«Мы посоветовались и решили»

Еще одно важное правило, распространенное в счастливых семьях – принятие совместных решений на семейном совете. Разумеется, решение о том, куда поехать в отпуск или какую мебель купить в квартиру, принимают взрослые, но все равно на обсуждение вопроса собирается вся семья. В первую очередь, это важно для детей, которые чувствуют себя равноправными членами семьи и гордятся тем, что родителям интересно их мнение. Так возникает доверие и уважение к старшим.

«Один за всех»

Это «мушкетерское» правило царит в большинстве семей и касается отнюдь не только противостояния каким-то внешним проблемам. Оно означает взаимопомощь во всем: в ежедневных домашних делах, в решении каких-то общесемейных или личных вопросов. Иногда для этого приходится жертвовать личным временем, но привычка помогать друг другу стоит того, чтобы в какой-то момент отказаться от собственных дел в пользу интересов семьи или кого-то из близких. Например, совместная генеральная уборка не только экономит время мамы, но и прививает детям уважение к коллективному труду, воспитывает в детях чувство сплоченности, взаимовыручки и повышает собственную значимость в семейном кругу.

Сюда же относится правило «не выносить сор из избы». Какие бы проблемы ни возникали в семье, посторонним знать о них необязательно. В конце концов, проблемы решатся – так зачем рассказывать о них чужим людям?

И еще несколько правил, по которым живут счастливые семьи:

Равноправие. В таких семьях отсутствует авторитарное поведение взрослых, здесь каждый человек – личность, которую уважают и с мнением которой считаются.

Невмешательство в личное пространство. Несмотря на то, что в счастливых семьях царит доверие, а семейные отношения располагают к откровению, здесь не принято выведывать личные секреты. Как не принято и рассказывать о них другим домочадцам, если кто-то вдруг решил поделиться сокровенным.

Радушие. Двери дома всегда открыты для друзей – будь то коллеги родителей, одноклассники детей или соседи по дому. Здесь всегда рады гостям, для которых непременно найдется время, теплые слова и чашка ароматного чая с домашними сладостями.

Эти несложные, но важные правила существуют в каждой счастливой семье. Устанавливают их взрослые, подавая пример детям, и в результате уважение, доброжелательность, взаимовыручка, позитивный стиль общения входят в привычку. Так постепенно своими руками строится семейное счастье, создается ощущение надежности и защиты, сформулированное народной мудростью в поговорке «мой дом – моя крепость».

Приемная мама рассказала, каково это — взять в семью ребенка из детдома

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Кто забирает детей из детдомов? Люди, которые не могут иметь своих малышей? Великодушные богачи? Исключительно звезды и иностранцы? На самом деле нет. Приемных детей чаще всего берут простые семьи и простые люди, такие же, как мы или как вы. Просто эти люди понимают, что дети не должны расти за казенными заборами, поэтому готовы жертвовать личным комфортом, чтобы хотя бы одной сироте дать шанс на нормальную жизнь.

Одна из таких людей — Дарья Могучая. Она взяла под опеку Василису, когда той было 2 года. Даша не мнит себя ни героем, ни волшебником, ни сверхчеловеком. Не преувеличивая и не умаляя своих заслуг, она просто и искренне рассказывает о том, как ее семье живется после этого отважного шага. А еще она помогает мамам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, справиться с трудностями, не отказываясь от детей. AdMe.ru просто не мог не рассказать ее историю.

В моем личном дневнике есть записи с 2008 года о том, что я хочу приемного ребенка

Мне тогда был 21 год. Откуда это пришло — неизвестно. Может, потому что бабушка с дедом работали в спецшколе с сиротами и я крутилась вместе с ними.

К действиям перешла ближе к 25, уже будучи замужем. Начала с волонтерства. На сайте «Невидимые дети» взяла подшефную из Котласа, писала ей письма, слала посылки.

Потом читала истории усыновления в гугле, и было все так приторно-сладко в них, что настораживало. И тут вышла на форум «В семью». С реальными мамами, детьми и историями. Так там и осталась. Читала, впитывала, напрашивалась в гости, знакомились ездили с мужем.

Смотрела базы данных, смотрела документальные фильмы, съездила волонтером в детский дом. Затем прошла Школу приемных родителей, ну и муж прошел за компанию (хотя это необязательно).

После этого родился наш первый сын Лука, и мысли о «приемстве» отпустили.

А потом у сына начали резаться зубки. И я задумалась: а кто в детдомах деток качает, когда невыносимо больно? Вот Лука проснулся среди ночи, испугался, кричит, меня потерял. А какой ужас испытывают те дети? Ведь они тоже кричат. Но Лука знает, что я приду, что я есть. А они-то если и инстинктивно понимают, что кто-то должен быть (мама), то осознать этого не могут. И мама не приходит.

В общем, опять вернулись эти мысли.

Когда я забеременела, всплыло фото одной девочки. Ей 8 лет, и было написано, что она не слышит

Звоню в ее опеку, мне диктуют диагнозы. Оказалось, у нее был слуховой аппарат на одном ушке — значит, слух хоть немножко, но был.

Иду в опеку. Лето. Пузо 7-месячное у меня. И меня футболят. Мол, вы сдурели, идите рожайте своего ребенка и не страдайте ерундой.

Потом мне звонили из нашей опеки, предложили мальчика 8 месяцев и сестру 10 лет. С мальчиком мы познакомились и написали отказ: и возраст не подходил, и мальчик не запал никак вообще, да и куда мне к Луке еще неходячего пацана, а главное, что с сестрой мы бы вряд ли справились. У нас в городе нет таких психологов, которые могли бы помочь с ее психологической травмой.

Муж после таких смотрин сказал, что он, наверное, еще не готов. Я тоже подостыла, хотя и названивала в ростовскую опеку, узнавала о девчонках всяких.

Муж, кстати, все время держал теплый нейтралитет

Он говорил, что хотел бы когда-нибудь приемных детей, но после своих, не сейчас. Он более трезво смотрел на вещи: однушка, грудной сын, я не работаю.

В итоге мы переехали в съемную двушку (в однокомнатной квартире с приемным мы бы чокнулись). Я начала работать удаленно.

О Василисе мы узнали, когда знакомая с форума скинула ссылку на ее анкету

Мол, посмотри на девчонку, но, кажется, с братом в паре устраивают.

И действительно, в федеральной базе данных написано было, что братья/ сестры есть. Позвонила в опеку ее города, сказали, что брат был, но его уже усыновили. Обычно детей не разделяют, но, когда один из них инвалид, другому дают шанс попасть в семью. Ну вот наша — инвалид с ДЦП, и еще куча других диагнозов. Звоню уточняю: хотя бы с опорой стоит? Ответ: нет, она лежачая.

Но я не зря сидела столько на форуме: по опыту других мам знала, что нужно ехать и смотреть на каждого ребенка. Если не себе возьмем, то хоть пропиарю. Я уговорила мужа просто съездить посмотреть только эту, и все — обещала отстать на год. Ну на полгода точно.

И вот мы там. Муж с Лукой в коридоре, меня бомбит диагнозами и неутешительными прогнозами главврач в кабинете. Киваю, поддакиваю, лицо кирпичом делаю. Заносят.

Боюсь обернуться, медлю. Поворачиваюсь — на Луку похожа. Зову мужа, по пути шепчу про сходство. Идем в игровую. Василису ведет за руку воспитатель.

— О, так она не лежачая?

— Недавно начала ходить, да.

Ну вот посмотрели. Муж видел ее один раз, в первую встречу, потом только на видео, что я для него снимала, и когда забрали. Я — пять раз. Ничего, внутри не ёкало. Просто посчитали, что мы могли бы стать ей родителями. Стали.

Сначала я, конечно, хотела спасти сироту. Им же там плохо! Надо срочно взять и осчастливить семьей!

Я ведь знала всю теорию. Казалось, что передо мной не стоит невыполнимых задач — просто взять и любить.

В базе данных смотрела только хорошеньких деток и чтобы мама была лишена родительских прав. Рыдала, когда просмотренных мною сирот забирали в семьи. Это еще даже не имея документов на руках, даже до прохождения Школы приемных родителей.

И не то чтобы осуждала, скорее не понимала тех приемных мам, которые не любили своих детей, но жили и воспитывали. Сейчас я думаю: а что ты хотела? Чтобы они месяц пожили с дитем — и такие: «Ага, что-то не слюбилось, надо этого сдать, может, другого полюблю»?

Я считала, что любовь идет по умолчанию. Но потом я уже спокойнее смотрела на детей без статуса, понимая, что родители исправляются слишком редко, а дети растут там слишком быстро. Потом стала обращать внимание и на не очень симпатичных, а потом и инвалиды перестали меня пугать.

Кто-то же должен брать инвалидов. Почему же не мы?

А еще я раньше думала, что вот возьму ребенка и буду учить его всему, а он, разумеется, с радостью будет учиться

Что я буду восполнять дыру обнимашек и поцелуев, а он будет с благодарностью принимать это. Я буду любить его, а он меня в ответ.

Я особо не задумывалась: а когда должна прийти эта любовь? В моих мечтаниях меня должно было разразить громом при виде моего ребенка, ну или хотя бы вдруг приснится вещий сон. Дура.

Все оказалось намного проще, обыденнее и без романтики и знаков свыше. Увидела анкету, позвонила, навестила пять раз, подписала согласие, забрали. Теперь кормлю, пою, мою, реабилитирую, хвалю, ругаю, нежничаю, раздражаюсь, учу, воспитываю, социализирую, занимаюсь.

Все-таки у нас с Василисой было всего пять встреч, и мне в эти встречи вообще не до соплей было

Мне нужно было максимально выжать информации. Аутизм есть? Обучаема будет? Потянем ли мы ее?

В наши дни ты даже перед тем, как выйти замуж, год-три узнаешь мужа будущего, живешь с ним, а потом принимаешь решение. А приемный ребенок — это как муж в старые времена: привела домой и живи. Учись понимать, узнавай характер, учись любить.

И если с мужем это страсть, химия, то тут гормонов нет. Ну у меня не было. Может, с грудничком сработало бы, не знаю. Жалость только есть, но и она быстро растворяется.

Смотрите реально на жизнь. Да, любовь — это смысл, это цель. Но любить — это глагол. Это делание. Это каждодневный труд.

Читать еще:  Эфирные масла от растяжек: ароматная панацея

Чем больше от нее отдача, тем легче мне морально.

Ну все согласятся: тяжело играть в одни ворота, будь то мама, муж или ребенок, когда в ответ тишина.

После купания у нас «лялечка» — заматываю в полотенце банное и на руках качаю. Ну и просто подбегает: «Давай обнимемся», «Давай поцелуемся». Не просто механически повторяет, а изъявляет желание. И обязательно две щеки, одна не катит.

Тишу, нашего младшего сына, тоже гладит, целует. А в редкие порывы и с Лукой бывают обнимашки. Ну с мужем — это само собой.

Так что девчонка у нас ласковая.

Вообще, дети из детдомов отличаются от тех, кто растет в семье

И в связи с этим очень часто слышу и вижу такие слова: «Что же с ними делают в детдоме, что такими дети становятся?!»

Мы не берем случаи какого-то невероятно ужасного отношения к детям, мы говорим о среднестатистическом учреждении. Дело же не в детдоме. Копните глубже.

Я забираю вас от мужа, от детей и помещаю в какие-то условия. Вас там как-то кормят, как-то одевают, занимаются с вами чем-то, а вы все чахнете чего-то. Правильно ли говорить: «Какое ужасное заведение! Что за люди там работают?» Нет. Дело же не в том, кто вас окружает, а в том, кого рядом нет. Не может никакой персонал, и даже самый квалифицированный, адепт Петрановской заменить мать. Самую плохонькую мать.

Василиса до 4 месяцев развивалась нормально. Когда ее изъяли, она, видимо, просто заморозилась. В 2 года ребенок пошел. Не говорил. Не воспринимал речь.

У многих детей включается установка «мамы нет, незачем жить». Не для кого расти, не для кого стараться.

Биологическая мать у Васёны почти моя ровесница. Четверо детей. Лишена прав из-за пристрастия к алкоголю

Мне несложно не держать на нее обид и зла, потому что намеренного вреда, насколько я знаю, Василисе она не наносила. А насчет осуждать. О, раньше бы я сказала: «Раз не бросила пить, значит, так надо было. Захотела бы завязать пить — бросила бы!» — и вся такая я с чувством собственного достоинства, в белом пальто. Но мне уже не 21 и не 25, жизнь уже пощелкала по носу, и встревала я именно в то, что осуждала и от чего зарекалась. Это прокачиваемый и очень полезный навык — не осуждать. И сложный, да.

Насчет моей полусвятости. Легко быть великодушной, живя с мужем. Когда есть тыл, доход, благополучие. Могла бы я найти ее и попытаться помочь ей? Поговорить, встряхнуть, отправить на реабилитацию? Могла бы. Но я этого не делаю. И я не хочу, чтобы она забирала Василису. И да, я, скорее всего, буду ревновать и испытывать неприятные чувства, когда я (удар кулаком в грудь) вырастила, а дочь будет носиться с этой, которая никак не участвовала в ее жизни.

Но это мое. На самом деле не суть, что я там буду испытывать. Главное, как будет поступать Василиса. И если она захочет сама познакомиться, общаться, ухаживать за ней в старости, то это будет означать, что мы вырастили хорошего человека. Умеющего прощать, заботиться, любить.

Не бойтесь брать приемных детей

Пока мы живем, может, стоит чуть меньше взвешивать и чуть больше делать? Говорю это и себе в том числе.

На страницу Даши подписано почти полмиллиона читателей. Многие из них отважились на усыновление именно благодаря ее поддержке. Расскажите, а вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы стать приемным родителем? Или, может, среди ваших знакомых есть люди, которые уже решились на этот шаг?

Приемный ребенок в семье. Что дальше?

Читайте также

5 причин воровства в приемной семье и лайфхаки родителей

Блог Виктории. «Мама, а я всем сказал, что ты меня бросила в молодости»

Усыновление или опека? Как выбрать форму семейного устройства

Обучение в школе приемных родителей

Первая встреча с ребенком

Как взять ребенка из детского дома в гости на выходные или каникулы

Все, что нужно знать про медицинское заключение для приема ребенка в семью

Передача ребенка в семью под усыновление (удочерение)

Передача ребенка в семью под опеку

Документы о доходах

Пройден долгий путь, и наконец-то ваш ребенок дома! Что дальше?

Первые дни в новой обстановке и с новыми людьми, в зависимости от возраста и темперамента ребенка, могут стать большим стрессом. Поэтому психологи рекомендуют родителям отнестись и к ребенку и к самим себе особенно бережно и внимательно.

Желательно какое-то время повременить с шумными праздниками с участием родственников и друзей семьи, которые хотели бы посмотреть на ребенка и поприветствовать его.

Хорошая рекомендация – несколько месяцев спокойно провести в узком семейном кругу, чтобы ребенок мог освоиться, «укорениться» и не торопясь усвоить правила жизни в новой семье.

Первые хлопоты

Встать на учет в органах опеки по месту жительства, сделать ребенку регистрацию, отдать документы в школу – столько дел! Конечно, никто не любит бумажную волокиту, но все-таки это приятные хлопоты, знакомые всем родителям.

Помимо федеральных льгот и выплат, которых немного, вам полагаются региональные, и их список нужно уточнять в отделе соцзащиты по месту жительства либо проверить соответствующие региональные документы самостоятельно.

Льготы и выплаты, в зависимости от региона, могут быть самыми разными. От путевок на отдых и бесплатных обедов в школе до льгот по оплате коммунальных услуг и выплат на канцелярские товары школьникам.

Подробнее о выплатах и других вопросах после усыновления и после установления опеки можно почитать на сайте юриста Ольги Митиревой.

Маме надо работать

Нередко перед приемными родителями стоит вопрос: можно ли отдать ребенка в садик или нанять ему няню? Во-первых, надо не забывать о праве усыновителей и опекунов взять отпуск по уходу за ребенком до трех лет (это право не распространяется на опекунов, заключивших договор о приемной семье и получающих дополнительную компенсацию за свой труд приемного родителя).

Насчет детского садика специалисты по семейному устройству и психологи единодушны – по возможности нужно избежать этого варианта и оставить ребенка дома, особенно это касается периода адаптации к новой семье (1-2 года).

Если и папе и маме действительно необходимо выйти на работу, можно использовать услуги няни. Подробнее о том, почему стоит отказаться от садика, можно почитать в статье одного из самых опытных специалистов по семейному устройству в нашей стране Алексея Рудова «Стоит ли отдавать приемных детей в детский сад»

Няню нужно подбирать особенно внимательно: она должна разбираться в специфике поведения приемных детей, быть готовой к проявлениям адаптационного периода. Адаптация может проходить довольно болезненно для всех членов семьи, и у вашей няни тоже не получится остаться в стороне. Подробнее об этом – в статье Алексея Рудова «Как выбрать няню для приемного ребенка».

Стоит ли записывать ребенка на развивающие занятия, развлекательные кружки, чтобы компенсировать то время, когда ему это было недоступно? Конечно стоит. Только желательно делать это не сразу после принятия ребенка в семью, а чуть попозже, когда он освоится с новой обстановкой и привыкнет к вам. Когда окружающий мир станет для ребенка знакомым, а значит безопасным, он сможет наконец-то переключиться на развитие и усваивать новые навыки.

Ребенок не «чистый лист»

Даже если вы взяли в семью младенца, которому всего несколько месяцев, когда он подрастет, от него не стоит утаивать то, что вы приемные родители, а не биологические. И чем раньше он привыкнет к той мысли, что у него не один комплект мамы с папой, а целых два, тем легче он воспримет эту информацию.

Лучше всего впервые упомянуть об этом, когда ребенок только начинает говорить. Конечно, не нужно сообщать трагических подробностей, в этом возрасте они совсем не нужны.

Есть тематические сказки, например, «Сказки про Марту» детской писательницы Дины Сабитовой. Сказок в этой книжке две – первая «Клад» — для детей 3-6 лет, а вторая «Музей» – рассчитана на возраст 6-9 лет, когда детям нужно больше ответов.

Часто дети подозревают о том, что они приемные, и испытывают облегчение, когда родители наконец раскрывают «секрет». О том, почему не стоит хранить скелет тайны усыновления в своем шкафу, очень наглядно рассказывает психолог Мария Пичугина (Капилина): «Тайна усыновления».

С ребенком постарше можно сделать «Книгу жизни».

Благодаря «Книге жизни» история ребенка до того, как он пришел в вашу семью, станет для него более ясной и перестанет пугать его и мешать добиваться успехов в его новой жизни. О том, как делать «Книгу жизни», рассказывает психолог центра «Про-мама» Татьяна Панюшева в вебинаре «Книга жизни».

Стоит ли бояться кровных родителей?

Еще одна болезненная тема – общение ребенка с кровными родственниками. Если ребенок никогда не знал своих биологических родственников, то в подростковый период (период самоидентификации) он обязательно захочет узнать о них больше и встретиться с ними.

По мнению психологов, этого не стоит бояться. Чаще всего после таких встреч дети понимают, что у них гораздо больше общего с приемными родителями, чем с кровными. Психолог Ирина Гарбузенко отмечает: «Я в своей практике еще ни разу не встречала такого случая, чтобы усыновленные дети возвращались к кровным родственникам. Такое бывает разве что в кино и сериалах».

По закону встречи с кровными родственниками возможны, если они – в интересах ребенка (п. 5 ст.148.1 Семейного кодекса: «Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка»).

На практике это означает, что опекун может инициировать ограничение таких встреч, если они вредят ребенку, например, его душевному спокойствию.

Но при этом у ребенка не должно быть впечатления, что приемные родители запрещают встречи с кровной родней, иначе у него возникнет внутренний конфликт. Это нужно делать с помощью третьих лиц, лучше психологов или грамотных социальных работников, которые объяснят ребенку, почему не получится увидеться с мамой или бабушкой (например, по причине болезни, ведь алкоголизм это болезнь).

Эти встречи удобнее организовывать на нейтральной территории, и обязательно с помощью посредников (общественных организаций, психологов или сотрудников органов опеки).

Посредники смогут подготовить ребенка, проверить готовность (например, трезвость) родственников и отменить встречу, если родственники не соблюдают какие-либо из поставленных условий. Подробнее об этом рассказывается в вебинаре «Прошлое приемного ребенка» .

О том, почему ребенку важно общение или хотя бы спокойное отношение к кровным родственникам, описано в книге психолога Людмилы Петрановской «Дитя двух семей».

Возрастные кризисы и трудное поведение детей

Не секрет, что стандартные возрастные кризисы у приемных детей могут проходить более болезненно, чем у детей, которые с рождения воспитывались в родной семье. Тут можно посоветовать собрать как можно больше информации об этих кризисах и быть готовыми обратиться к специалистам-психотерапевтам, если все будет проходить слишком тяжело для ребенка и/или для вас.

Безусловно, если у вашего ребенка был опыт физического или сексуального насилия – у вас не получится самостоятельно залечить его раны. Это обязательно должен делать сторонний специалист, который специализируется на такого рода травмах.

К счастью, сейчас очень много литературы и общественных организаций, помогающих приемным семьям. Конечно, в крупных городах таких возможностей больше, но радует то, что количество источников получения такой помощи увеличиваются с каждым днем. О возможностях в вашем регионе нужно узнать в органах соц. защиты, у знакомых приемных родителей или поискать в Интернете.

Например, приемные родители могут получить бесплатные онлайн консультации специалистов по семейному устройству по Skype в нашем фонде: записаться на консультацию.

Полезные материалы:

— О том, какие проблемы возникают у приемных детей в школе и почему они так часто говорят, что не любят учиться – вебинар Натальи Степиной «Школьные проблемы приемных детей».

— Актуальный вопрос, почему дети берут чужое, почему в большинстве случаев это нельзя называть воровством, и как вести себя в такой ситуации родителям, рассматривается в вебинаре «Почему приемные дети берут чужое».

— Как пережить переходный возраст ребенка? Об этом – вебинар психолога Катерины Деминой «Подростки. Как помочь семье и ребенку пережить переходный возраст».

Читать еще:  Как и в чем встречать Новый 2019 год

— Иногда кризис приходит со стороны. Например, подросток может возобновить общение с кровными родителями (которые временно перестали употреблять алкоголь) и начинает разрываться между своей настоящей, любящей семьей и биородителями. Это очень тяжело как для ребенка, так и для всей семьи. Больше статей и блогов родителей о периоде адаптации вы сможете найти на нашем сайте по тегу адаптация.

— Своим опытом о принятии детей на нашем сайте делятся десятки родителей. Ежедневно публикуются блоги и истории семей. Следить за новыми статьями вы можете в разделе Блоги.

— В разделе «Здоровье» мы подготовили для вас короткие информационные материалы о детях с особенностями развития:

— В разделе «Видео о приемных семьях» можно посмотреть фильмы о приемных семьях.

Берегите себя, вы нужны своим детям

«Наденьте кислородную маску сначала на себя, а потом на ребенка». Это правило безопасности лучше соблюдать, ведь ресурсы родителей не бесконечны, их обязательно нужно восполнять.

Только своим примером счастливые родители смогут показать детям, что такое быть счастливыми.

Для восполнения ресурсов нужно использовать все возможности: общаться с близкими по духу приемными родителями онлайн и лично; чаще отдыхать (спасибо бабушкам и дедушкам, няням и просто путевкам в санаторий), не позволять себе забывать о своих увлечениях и хобби, о вещах и занятиях, которые вас радуют и дают вам силы.

И под конец хочется сделать признание в любви приемным родителям: Мы вас любим!

Каждый день вы занимаетесь подчас невероятно тяжелой, но бесценной для детей и всего нашего общества работой – вы стали родителем ребенку, шансы которого на нормальную жизнь после детского дома практически равнялись нулю.

Вам есть чем гордиться, и когда-нибудь наше общество придет к этому пониманию, с каждым годом есть изменения в лучшую сторону.

Вы делаете наших детей и все наше общество лучше и счастливее. Спасибо вам за то, что вы есть!

Трудное счастье усыновления, 1. О страхах.

В последнее время средства массовой информации активно продвигают тему усыновления детей-сирот. И увидев по телевизору очаровательных брошенных детишек, многие нередко задумываются: «А не могу ли и я стать тем, кто осчастливит этого ребенка?». Но сердечные порывы тормозятся вполне оправданным голосом разума. Смогу ли я понести такую ношу? Есть ли в моем сердце достаточный потенциал любви и терпения? Будет ли этот ребенок вызывать у меня такое же умиление, когда наступят неизбежные трудности? Итак, какие же сомнения относительно приемных детей имеют реальные основания, а какие являются ошибочными представлениями? На этот и некоторые другие вопросы, способствующие самоопределению потенциальных приемных родителей, отвечают руководитель патронатной службы школы-интерната № 55 г. Москвы — Агафонова Ольга Николаевна и психолог — Стрельникова Ольга Сергеевна.

— Что нужно понимать потенциальным родителям, чтобы решиться на такой серьезный шаг — взять приемного ребенка?

— Нужно понимать, что родить своего ребенка — естественно, а взять приемного – это выше естественного, в каком-то смысле – это подвиг. Здесь и высота больше, но глубина падения тоже. Своего ребенка не вернешь в детский дом, а относительно приемного всегда существует мысль, что откуда его взял, туда можно и вернуть. Не секрет, что процент отказа от приемных детей очень большой, по некоторым данным — около 25%. Хотя, надо сказать, что среди тех, кто отказывается, очень много бабушек-опекунов, которые не в силах растить своих внуков-подростков. Нередко и приемные родители отказываются от детей именно в подростковом возрасте, несмотря на то, что брали их маленькими.

— То есть подростковый кризис воспринимается как дурные гены, хотя на самом деле мы, из благополучных семей, вели себя в соответствующем возрасте не лучшим образом?

— Да. Но когда свои дети становятся дурными, не на кого жаловаться: гены свои, да своего и не денешь никуда. Про приемного же ребенка можно сказать, что, наконец-то, проявились его дурные гены, мы этого ждали-ждали и дождались. Если ребенок начинает пить-курить, родители могут подумать, что у него проснулась генетическая память, хотя причины могут быть совершенно другие: обычный подростковый кризис или нарушение взаимоотношений в семье.

— Какие же именно качества человека определяют гены?

— Гены определяют внешность, темперамент, уровень интеллекта. Считается, что потолок интеллекта врожденный. Можно сказать, что гены определяют потенциал человека. Но насколько реализуется этот потенциал — зависит от обстоятельств. Они могут не дать развиться врожденным способностям, например интеллекту.

— А такие явления как криминал, алкоголизм, наркомания определяются генами в какой-то мере?

— Все перечисленные явления являются социальными болезнями. Их возникновение зависит от окружения ребенка. Если он жил в семье алкоголиков, то алкогольная семья является для него образцом для подражания. Пример взрослых, конечно, действует на ребенка. Если ребенок видит, что мать ведет себя определенным образом, то у него запечатлевается, что женщина должна себя вести именно так. Но, помимо социальных образов и генов, есть еще и личный выбор человека — нравственный выбор, а нравственность не зависит от генов.

Потенциальным родителям также необходимо понимать, что в любом случае они берут психологически травмированного ребенка. Ему нужна не только любовь и забота, но и профессиональное понимание его проблем. С этой целью при нашей патронатной службе существуют курсы патронатных воспитателей. На них мы рассказываем об особенностях детей, переживших разлуку со своими родителями, о тех, которые всю жизнь прожили в детских учреждениях, а также о проблемах, которые могут возникнуть в процессе адаптации в приемной семье. Мы переориентируем людей с позиции обывателя на позицию профессионального отношения к такому ребенку. Пытаемся донести, что нужно быть не только родителем, но и воспитателем, то есть ориентироваться не только на свои чувства, но и использовать какие-то приемы, думать о том, что стоит за поведением ребенка.

— А чем именно детдомовские дети отличаются от домашних?

— Все детдомовские дети – это дети из неблагополучных семей. Они изъяты из семей больных алкоголизмом, наркоманией, либо это те дети, от которых матери отказались в роддоме, то есть дети с разной степенью травмированности.

Если говорить более конкретно, то брошенные дети отличаются в частности нарушением мотивации достижений. Ели у них что-то не получается, то, вместо того, чтобы сделать это несколько раз и добиться результата, они просто отказываются от этой деятельности. Им свойственна логика, что раз у меня это не получается, то я это не буду делать. В связи с этим часто возникают большие трудности с учебой, особенно актуальные, когда ребенок попадает в семью. При малейшей неудаче в учебе ребенок просто отказывается выполнять задание.

— Делать уроки вместе, хвалить ребенка за малейшее продвижение вперед, тем самым, поднимая его самооценку. У детдомовских детей низкая самооценка. Это объясняется тем, что, будучи оставлены родителями, они имеют представление о себе, как о «никому не нужных». Это закрепляется и отношением персонала, поскольку, если ребенок ведет себя хорошо в группе, то на него просто никто не обращает внимания. Реакция же взрослых следует только при плохом поведении, что поднятию самооценки это не способствует.

— Бытует мнение, что все детдомовцы – больные и ненормальные?

— Действительно, у всех детей, находящихся в детдоме, есть в какой-то мере эмоциональное, интеллектуальное либо физическое отставание. Но нельзя сказать, что они больные и ненормальные. Они просто отстают от своего возраста. Однако бывают случаи, когда и доходит до патологии.

— Что здесь можно сделать: смириться с тем, что ты берешь психологически травмированного ребенка, и последствия травмы останутся с ним навсегда, или можно что-то сделать, и что именно?

— Чем раньше была травма, тем меньше шансов, что последствия полностью сгладятся, поскольку, чем раньше была травма, тем большее количество сфер она затрагивает, тем больше шансов, что последствия ее будут сказываться всю жизнь. Но это не означает, что совсем ничего нельзя сделать. Но все равно ребенок, взятый в семью уже подросшим, будет отличаться от ребенка из обычной семьи.

А относительно того, что делать, то, прежде всего, нужно принять этого ребенка как своего. То есть не предъявлять к нему завышенных требований, оказывать ему всякую поддержку и стараться реабилитировать его в тех вопросах, которые у него особенно нарушены. Если есть задержка развития, то стараться ее компенсировать, если есть серьезные эмоциональные нарушения, то обращаться к специалистам. Необходимо уделять очень много тепла этому ребенку, гораздо больше, чем обычному, и гораздо больше терпения. Общий рецепт дать невозможно, потому что у каждого ребенка свои реабилитационные программы.

На наших курсах мы только намечаем возможные проблемы, но не даем конкретных рецептов решения этих проблем. Каждый патронатный воспитатель должен заниматься своим самообразованием, подключать и голову, и сердце к решению вопросов, которые возникают в связи с приемным ребенком.

Надо размышлять над каждым поступком ребенка, над его проявлениями и стараться искать выход, причем искать его творчески.

— Можно привести какой-нибудь пример творческого решения проблем?

— Одна наша очень хорошая патронатная воспитатель, мама двоих кровных и двоих приемных детей, женщина эмоциональная и с творческим мышлением, рассказала, например, про игру, которую она устраивает у себя в семье. Для того чтобы сблизить себя и приемных детей и в тоже время кровных не отдалить, она придумала игру в так называемые тайные письма, которые пишутся молоком. Каждый ребенок может написать ей личное послание, о котором никто не узнает, кроме нее и этого ребенка. Надо сказать, что она постоянно что-то придумывает и своим добрым отношением не вызывает ревности у детей. Первое время возникла сильная ревность со стороны младшей кровной девочки, потому что приемные дети оккупировали мать и не подпускали к ней кровных. Поэтому она стала придумывать разные способы для того, чтобы уделять внимание и кровным детям, и приемным. Например, наедине сказала своей младшей дочери, что она ее все равно любит больше всех.

— Разве это педагогично, ведь дочь расскажет об этом другим детям?

— Насколько мы знаем, она преподнесла ей это как секрет, который знают только они, который объединяет их без участия всех остальных. Возможно, если бы мать ей не сказала этих слов, то девочка так и не смогла бы принять приемных детей. Кроме всего прочего, нужно еще понимать, кому и что можно сказать. Эта девочка — очень умный, деликатный и продвинутый для своего возраста ребенок. Она никогда не скажет своим приемным братьям об этом, потому что, во-первых, понимает, что это может их обидеть, а во-вторых, осознает, что если она будет афишировать свои личные отношения с матерью, тем самым она этих отношений лишится.

Творческий подход состоит в частности в том, что бы найти подход к каждому конкретному ребенку. Для одного какой-то подход сработает, а для другого будет бесполезным или, наоборот, навредит.

— Действительно ли серьезна проблема и одна из основных причин возврата приемных детей – это сложность взаимоотношений кровных и приемных детей?

— Подобные возвраты происходят не из-за детей, а из-за взрослых. Кровные дети, как бы они сами не относились к приемным, все равно займут позицию родителей. Если родитель настроен на то, что приемный ребенок будет жить в семье, то дети, рано или поздно, примут эту позицию. Если же родители колеблются или начинают себя неправильно вести по отношению к приемным детям, то конечно, кровные дети повторяют и выявляют это как индикатор. Они просто показывают, что уже существует проблема отвержения семьей этого ребенка, но не дети являются ее причиной. Причина все равно в родителях.

Если в семье есть свои дети, то психологи рекомендуют брать приемных детей младше своих, чтобы установилась естественная иерархия.

Не стоит брать приемных детей, когда свои дети маленькие. При проявлении агрессии со стороны приемных детей, маленькие дети не могут защититься, конечно, у родителей сразу возникает желание вернуть приемного ребенка обратно. Хотя из этого правила есть и исключения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector