После рождения первый год жизни очень важен для малыша и очень ответственный для его родителей. В эти 12 месяцев ребенок знакомится с окружающим миром, людьми и предметами, впитывает большое количество информации о нормах поведения и особенностях окружающего мира, у него формируются основные системы организма. Не стоит думать, что дети до года ничего не понимают, мало того, они еще и «впитывают всё, как губка».
Успешное развитие малыша до года можно классифицировать по принципам.
Принцип 1 – участие в воспитательном процессе обоих родителей.
Несомненно, сразу после рождения ребенка забота о нем ложится только на плечи женщины, – малыш получает от нее и уход, и защиту и питание. Но по истечению нескольких месяцев к этой команде должен присоединиться и папа. Поскольку в этот период младенец формирует свое представление об окружающих его людях, отец должен внедриться в процесс его воспитания и развития.
Принцип 2 – малышу необходимо развитие, соответствующее потребностям организма.
Здесь имеется в виду крепкое здоровье и хорошее развитие. Родители должны ответственно подойти к выбору методики детского развития и физических упражнений для маленького, – они должны соответствовать его физиологическим потребностям и возрасту. Не в коем случае нельзя помогать ребенку садиться, поднимать голову или поворачиваться, поскольку это может привести к патологии. Например, вам, наверное, приходилось встречать подростков и взрослых людей, которые, выполняя стойку на лопатках, не могут выровнять ноги в коленях. Такие последствия появляются из-за неправильного развития коленного сустава в период до года.
Принцип 3 – тактильный контакт ребенка с матерью.
Когда маленький ребенок чувствует мамино присутствие как можно ближе, он спокойно без всяких тревог осваивает окружающий мир. Но стоит мамочке отдалиться от него, то кроха начинает нервничать и затрачивать всю свою энергию на её поиски. После 4-х месячного возраста ребенка уже можно не так часто брать на руки, но обязательно держать рядом с собой. Дети с недостатком родительского внимания и тактильных прикосновений очень подвержены различным заболеваниям.
Принцип 4 – зарождение привязанности ребенка.
Психоэмоциональным этапом у малыша считается возраст 9-11 месяцев, когда возникает боязнь нового и неизвестного. В этот период очень важно не оставлять на долго ребенка с кем-то кроме матери и отца. Дело в том, что именно в эти месяцы развития у ребенка формируется устойчивая и крепкая связь с тем человеком, который чаще и больше проводит с ним время.
Принцип 5 – развитие у малыша слуха и памяти.
С первого дня появления малыша на свет с ним обязательно нужно разговаривать. Ему просто необходимо слышать разные звуки, учиться распознавать голос мамы. Не стоит искажать звуки и произносить слова неправильно, «сюсюкать». В противном случае ребенок может начать произносить слова неправильно, и могут возникнуть дефекты речи. С самого начала помогайте ему обращать внимание на все окружающие его звуки и происходящие вокруг события, а главное, часто включайте приятную негромкую музыку. С этого и начинается правильное воспитание.
Принцип 6 – у малыша должен быть спокойный, крепкий сон.
Если маленький не устал, то заснуть ему может оказаться совсем не просто. Однако сон ему необходим для роста и получения энергии, поэтому организуйте ему вечернюю прогулку и вечерний прием ванны с настоями трав. Кстати, дети лучше спят в меру прохладном помещении, и не стоит нагревать воздух его комнаты слишком.
Принцип 7- здоровое и правильное питание малыша.
Кроме сна, энергию малыш получает от потребления пищи и от ее качества. Для деток до года основным и самым ценным продуктом является грудное молоко. Желательно, чтобы ребенок получал его первых девять месяцев. С 2-х месяцев в меню можно добавить соки, а 6 – можно вводить прикорм (фруктово-овощные пюре и каши). За первый год жизни малыш, в среднем, должен прибавить не менее 12-ти см в росте.
Через год после своего рождения ребенок становится очень активным и находится в движении постоянно. От того, какие ценности, основы культуры и физического развития родители постарались вложить в воспитание своего малыша, будет зависеть его дальнейшее формирование личности. А родительская любовь и забота не могут иметь границ, они способны дать своему чаду то воспитание, которое будет способствовать полноценному, интересному и разностороннему развитию взрослого человека в будущем.
Календарь развития ребенка по месяцам после 1 года и до 2 лет: психология малыша и его воспитание
Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.
Показатели физического развития
Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.
Двигательные навыки
Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.
В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы
Развивается мелкая моторика:
Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.
Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.
Особенности развития
После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.
Календарные периоды
Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.
12-15 месяцев
Вот, что может карапуз:
начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
пользоваться вилкой и ложкой;
идти вверх по ступенькам лестницы;
замечать забавные вещи и смеяться над ними;
подражать речи и действиям родителей;
говорить на собственном языке;
жестами показывать то, что он хочет;
хлопать в ладоши;
помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
быстро ползать;
ходить, опираясь на мебель;
без чьей-либо помощи снимать носки;
делать несколько шагов без поддержки;
понимать простые просьбы;
замечать реакцию родителей на его действия;
уверенно стоять;
ходить, держа маму или папу за руку;
качать головой, давая отрицательный ответ;
пить из кружки;
пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;
Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения
помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
наклоняться за упавшим предметом;
узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
поднимать более тяжелые предметы;
играя в мячик, катать его вперед и назад;
подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
бегать;
обозначать требование тишины жестом «тссс»;
«помогать» маме по дому.
15-18 месяцев
переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
уверенно ходить;
петь и делать это с наслаждением;
истерить, если чем-то недоволен;
пятиться спиной;
забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
говорить до 15 различных по смыслу слов;
самостоятельно снимать носки или штанишки;
спать один раз в день после обеда вместо двух;
быстро бегать;
сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
складывать из слов фразы;
самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту
18-21 месяцев
говорить около 50 слов;
понимать значение около 200 слов;
составлять из слов простые предложения;
самостоятельно снимать одежду;
ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
строить из кубиков башни;
давать описания несложным рисункам из книг;
открывать и закрывать в доме и шкафах двери.
21-24 месяца
проситься в туалет;
быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
повторять все за другими людьми;
собирать несложные пазлы;
проводить прямую линию;
спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
надевать и снимать одежду самостоятельно;
различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
прыгать;
понимать хорошее и плохое (поведение, слово).
К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)
Как подавать информацию?
После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.
Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.
Отклонения в развитии
Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:
к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
не стремится имитировать действия взрослых;
достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).
Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.
Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.
В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.
Что такое раннее развитие
Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.
Выделяют три основных сферы развития:
эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.
Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.
Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.
1. Педагогическая система Монтессори
Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.
Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.
Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.
Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».
Где заниматься
Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.
Стоимость
Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал. Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.
Отзывы
Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):
Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.
Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.
Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.
2. Методика Глена Домана
Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.
Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».
Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.
В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.
Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».
Где заниматься
Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.
Стоимость
Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.
Отзывы
Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):
По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.
Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.
Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.
3. Вальдорфская методика
Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.
Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.
Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.
В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми. Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.
Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.
Где заниматься
В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.
Стоимость
Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.
Отзывы
Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:
Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.
4. Система Никитиных
Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.
Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.
Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца
Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца. Гармоничное развитие ребенка в год. Что должен знать ваш ребенок в 1 год, 1 год и 2 месяца, 1 год и 4 месяца. Должен ли уже ходить. Какими навыками обладать. В какие игры играть.
Одни детки развиваются быстрее, другие чуть медленнее. Одни активнее, другие чувствительнее, третьи любознательнее. У каждого ребенка свой собственный план развития. От знакомых мы часто слышим, что в год ребенок обязательно должен ходить и говорить больше 5 слов, но это все тоже индивидуально. Максим стал первые самостоятельные шаги делать после года, самостоятельно пошел в 1 год 1 месяц и это норма. У большинства моих знакомых и друзей детки начинали ходить либо совсем рано (в 9-10 месяцев), либо после года (13 месяцев). Стоит проконсультироваться со специалистами, если ребенок не ходит к 1 году и 4 месяцам.
Ниже приведу календарь развития ребенка от 1 года до 1 года 4 месяцев, разработанный специалистами из Великобритании.
Особенности развития ребенка от 1 года до 1 года 4 месяцев:
Навыки крупной моторики
Малыш делает первые шаги. Ноги при этом широко расставлены, шаги неуверенные, руки приподняты для сохранения равновесия.
Самостоятельно встает без опоры.
Переходит из положения стоя в сидячее положение, плюхаясь на попу.
Ползёт по лестнице вверх.
Спускается по лестнице на четвереньках задом наперёд (ползёт).
Идёт, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек поменьше.
Идёт и тянет за собой игрушку на верёвочке.
Навыки мелкой моторики и зрительно-двигательная координация
Переворачивает коробку, чтобы вывалить из неё содержимое.
Бросает кубики в коробку с большими отверстиями.
Зрение
Наблюдает за тем, что происходит вокруг и показывает пальчиком, демонстрируя заинтересованность.
Кормление
Пьёт из чашки-непроливайки без посторонней помощи.
Пытается кушать ложкой.
Прожёвывает еду, состоящую из кусочков.
Откусывает кусочки мягкого печенья, банана и т.д.
Умывание и чистка зубов
Чистит зубы с помощью взрослого.
Вытирает руки полотенцем с помощью взрослого.
Активно участвует в купании в ванне, например, сам намыливает руки и ноги мочалкой.
Одевание
Снимает не зашнурованные/не застёгнутые ботинки.
Снимает свободно сидящую на голове шапочку.
Принимает участие в одевании.
Способность удерживать внимание и слушать
Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов, и только затем отвечает ему.
Когда кто-то указывает на далёкий объект (находящийся дальше, чем в 3-х метрах), смотрит в указанную сторону.
Обращает внимание на объект, на который смотрит или указывает кто-то из близких.
Переводит взгляд с объекта на взрослого, чтобы привлечь его внимание к объекту.
На короткое время полностью сосредотачивается на объекте или занятии, которое выбрал сам.
Наблюдает за окружающими и слушает их, а затем подражает их действиям в своей игре.
На короткое время обращает внимание на картинки, называет их, и добавляет что-то от себя. Делает это под руководством взрослого или самостоятельно.
Делает ритмичные движения под музыку или песенку.
Импрессивная речь (Восприятие речи и жестов)
Понимает как минимум 15 слов/жестов, – смотрит или показывает названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?».
Указывает на названные или обозначенные жестами объекты в книжке с картинками.
Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией.
Экспрессивный язык (умение использовать речь и жесты для коммуникации)
Указывает на различные объекты, находящиеся вокруг, чтобы привлечь внимание взрослого. Указывая на объект, может издавать звуки.
Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.
Пытается жестикулировать или воспроизводить произносимые кем-то слова.
Самостоятельно использует примерно пять слов/жестов.
Предлагает поиграть в любимую игру, используя слова, жесты, действия (Например, предлагая поиграть в «ку-ку», говорит «ку!» или закрывает лицо ручками).
Произносит названия любимых предметов или изображает их (например, собаку или кошку).
Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»).
Самостоятельно машет ручкой на прощание.
Экспрессивная речь
Свободно лепечет, оставаясь в одиночестве или во время игры.
Звуки, которые произносит малыш, уже больше похожи на определенные слова.
Подражает произнесению простых знакомых слов.
Играет с кем-то из близких в игры с использованием звуков. Копирует звуки, издаваемые тем, кто с ним играет, например, «бах», «дррр» и т.д..
Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».
Умение понимать эмоции и поведение окружающих, выражать свои эмоции
Просит того, кто рядом, о помощи, когда нужно достичь определённой цели (например, достать какой-то предмет или завести заводную игрушку).
Смеётся над очевидно абсурдными ситуациями (например, если надеть ботинок на голову).
Смеётся в предвкушении (например, ожидая, что его будут щекотать в конце игры «Сорока-ворона»).
Расстраивается, если ему мешают что-то сделать, например, когда он тянется к небезопасному предмету, а взрослый его убирает.
Интересуется действиями окружающих.
Инициирует взаимодействие с другими детьми.
Привязанность
Устав или огорчившись, прибегает к помощи взрослого для «эмоциональной подзарядки», например, залезает к нему на руки.
Берёт с собой в кроватку любимую «успокаивающую» игрушку.
В незнакомой обстановке успокаивается, прижимая к себе любимую игрушку или предмет.
Предпочитает находиться среди знакомых людей.
Развитие познавательной деятельности
Принимает активное участие в повседневных делах и играх (одевание, купание, уборка).
Практически сразу подражает взрослым: действиям, жестам, речи.
Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек паззла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.
Проявляет чрезвычайное любопытство, исследуя предметы, помещения и обстановку вне дома. Если ребёнок не умеет самостоятельно передвигаться, он показывает пальчиком или взглядом интересующий его объект.
Узнаёт любимые игрушки, игры и занятия. Например, увидев в книжке знакомого персонажа, приносит и показывает такую же игрушку.
Любит по много раз слушать одну и ту же сказку.
Демонстрирует умение решать практические задачи, повторяя за взрослым или другим ребёнком способ использования орудий или приспособлений (палка, корзина).
Настойчиво ищет предметы, даже если они спрятаны под двумя-тремя покрывалами.
Развитие игровой деятельности
С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.
Во время игры демонстрирует понимание назначения разных предметов (причесывается, прикладывает к уху телефон и т. д.).
Первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.
Играя, подражает действиям и занятиям окружающих.
Играя, совершает ряд связанных между собой простых действий (например, сажает куклу в машинку, затем толкает машинку, чтобы та ехала).
Играет в игры, предполагающие очередность (кормит куклу, стучит в барабан по очереди со взрослым).
С удовольствием играет в игры-дразнилки, когда предмет протягивают, но затем не дают, а прячут.
Делает попытки «рисовать» простыми и пастельными карандашами и/или мелками.
Соглашается на внесение новых действий в игру, подражает взрослому и присоединяется к игре.
Чтобы обозначить какой-либо предмет или животное, использует звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «дррр».
Ориентируясь на этиданныеможно придумывать новые занятия с малышом, развивать новые навыки.
Развитие ребенка в 1 год: что умеет годовалый малыш
Ребенку исполнился целый год. За первые 12 месяцев из крохотного комочка он превратился в самостоятельного человека. Но ему еще многому предстоит научиться. Часто родители задаются вопросом, что умеет делать ребенок в 1 год и как проходит развитие их малыша. К годовалому возрасту большинство детей должно овладеть набором навыков, о которых вы узнаете в нашей статье.
Физическое развитие ребенка в 1 год
Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.
Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам
Месяц
Девочка
Мальчик
Рост
Вес
Рост
Вес
12 (1 год)
73,8
9,5
75,5
10,3
13 (1 год 1 мес.)
75,0
9,8
76,8
10,6
14 (1 год 2 мес.)
76,1
10,1
78,0
10,9
15 (1 год 3 мес.)
77,2
10,3
79,0
11,1
16 (1 год 4 мес.)
78,3
10,6
80,0
11,3
17 (1 год 5 мес.)
79,3
10,8
81,0
11,5
18 (1 год 6 мес.)
80,3
11,0
82,0
11,7
19 (1 год 7 мес.)
81,3
11,2
83,0
11,9
20 (1 год 8 мес.)
82,2
11,4
83,9
12,1
21 (1 год 9 мес.)
83,1
11,6
84,7
12,2
22 (1 год 10 мес.)
84,0
11,7
85,6
12,4
23 (1 год 11 мес.)
84,9
11,9
86,4
12,6
24 (2 года)
85,8
12,1
87,3
12,7
Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.
Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:
Пропорциональность тела
Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи – голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.
Увеличение объема головы
Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.
Количество зубов
Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов. Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д.
Различия в развитии мальчиков и девочек в год
По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:
Мальчики. Вес – от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост – от 75,3 до 78 см.
Девочки. Вес – от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост – от 74,0 до 77,4 см.
Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.
Первые достижения – какие навыки ребенок осваивает к году
Зная, какие умения малыш должен освоить к 12 месяцам, родители смогут лучше понять своего ребенка и прийти ему на помощь при возникших сложностях. Стоит помнить: чем сложнее навык, тем больше времени уйдет на то, чтобы им овладеть. К примеру, первые шаги малыш может сделать как в 11, так и в 15 месяцев. Если вы замечаете предпосылки для освоения ребенком новых умений, то не за горами и настоящие успехи.
Таблица развития основных навыков у ребенка в 1 годик
Слух
Узнает звуки предметов (стиральная машина, часы, телефон) и простые мелодии; пытается подражать звукам (автомобиль едет – “жжж”) и голосам животных (корова мычит – “мууу”).
Речь
Произносит около 10 слов (в т.ч. лепетных); имитирует звуки из окружения.
Моторика
Делает самостоятельные шаги без поддержки; приседает и наклоняется.
Игра
С интересом рассматривает своё отражение в зеркале; на бумаге рисует короткие штрихи и ставит точки; по просьбе взрослого может показать части своего тела.
Эмоции
К окружающим относится по-разному; реагирует на слово “нельзя”; начинает сопереживать.
Социальное развитие
Ребенок понимает и выполняет простые просьбы (дай/возьми); указывает пальцем на интересующий предмет; удерживает чашку с водой и пьет из неё; вставляет ноги в обувь.
Речь ребенка в 1 год
Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название “детским” языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.
Основные моменты развития речи в данном возрасте:
Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители (“где мячик?”, “покажи собачку!”).
Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
Выполняет простые инструкции и просьбы (“пойдем завтракать”, “принеси куклу”);
Пытается повторять услышанные слова;
Выражает отрицание, крутя головой (“нет”).
Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.
Не без трудностей: кризис 1 года жизни
В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:
малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.
Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.
Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?
Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.
Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:
5 полезных занятий для годовалого малыша
Основная цель игр с ребенком в возрасте года – это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.
Игры с водой
Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки – все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.
Простые аппликации
Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.
Сенсорика с сыпучими материалами
Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия – игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой – распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.
Учимся лепить
Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.
Очень хорошее видео – пальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:
Читаем сказки
В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками – “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”. Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.
Полезная информация.Занять ребенка в 1 годик так непросто. А ведь хочется еще и развить в нем какие-то умения и навыки. Спасибки.