Фриволите забытая техника французского кружева
Aleksaschool.ru

Женский портал

Фриволите забытая техника французского кружева

Фриволите – забытая техника французского кружева

Фриволите – особенная техника кружевоплетения. Его еще называют узелковым, челночным или французским кружевом. Почему узелковым? Потому что выполняются изделия в технике фриволите с помощью узелков, завязанных различными способами. Почему челночное? Потому что основный инструмент фриволите – специальный челнок. Почему французское? Потому что название этой техники пришло к нам из Франции.

Считается что фриволите – это самый простой способ изготовления кружева ручной работы, так как требует минимального количества инструментов и материальных затрат. Что представляет собой эта техника изящного рукоделия? Где ее можно использовать и трудно ли этому научиться? Давайте подробнее узнаем обо всем этом.

История французского кружева

Эта техника кружевоплетения очень и очень древняя. Настолько древняя, что исследователи до сих пор не могут точно назвать родину этого рукоделия. Лишь в одном у них нет разногласий – фриволите появилось на Востоке, а уже затем попало в Европу. На Востоке такое кружево называли «макук» (челнок), в Италии – «окко» (глазок), в Англии – «тетинг» (плетеное кружево), дословный перевод с немецкого «шиффхен шпитцен» тоже означал «плетение челноком», а во Франции этот вид кружевоплетения получил название «фриволите» (легкомысленный).

В нашем языке искусство плетения челночного кружева закрепилось именно под этим названием. Непринужденная и раскованная техника не стала видом народного промысла, как, например, коклюшечное кружевоплетение, но была популярным и распространенным женским рукоделием. Пик его популярности пришелся на восемнадцатый век, когда из простых грубых нитей сначала изготавливали ажурную отделку для штор и верхней одежды, а затем сумочки, шляпки, зонтики, перчатки и прочие предметы модного гардероба светских дам.

Весьма распространенным был этот вид рукоделия и в дореволюционной Росси. Но после октября семнадцатого года челночное кружевоплетение (как и многое другое) было объявлено пережитком буржуазного прошлого и стало считаться занятием, недостойным «освобожденной» женщины. И лишь спустя полвека началось возрождение фриволите сначала в странах советской Прибалтики (все-таки они ближе к Европе!), а потом и в остальных частях СССР.

Техника челночного кружева

В основе этой техники кружевоплетения лежит узел, завязанный с помощью специального челнока. Готовые изделия, выполненные в технике фриволите – это целая система туго завязанных узелков. Сама техника достаточно проста в освоении и доступна как опытным мастерицам, так и начинающим рукодельницам.

Для начала обучения понадобится всего два челночка, а уже затем можно использовать различные челноки для нитей различной толщины и фактуры. Сами челноки для фриволите могут иметь разные размеры и разнообразные конструкции. Изготавливают их из дерева, пластика, кости, металла и оргстекла. Челноки можно приобрести в магазинах для рукоделия или даже изготовить самостоятельно, например, из обрезков пластиковой бутылки и шпульки от швейной машинки.

Помимо челноков для изготовления французского кружева понадобятся следующие инструменты:

  • вязальные крючки, которым отдельные элементы соединяются между собой;
  • игла для того, чтобы распускать «бракованные» узелки;
  • ножницы для обрезания нити;
  • фурнитура в виде бусин, бисера, стразов, пайеток и застежек для украшений;
  • сами нити, из которых плетется кружево.

Для французского кружева подойдут разнообразные нити: хлопчатобумажные, льняные, шелковые, синтетические. Главные качества нити для такого кружева – это ее хорошая скрученность, прочность и высокая степень скольжения. Для выполнения кружевных салфеток и элементов одежды используют хлопковые и льняные нити, а для украшений – синтетические. Так, например, когда плетут фриволите с бисером или бусинками, то берут капроновую нить.

Все многообразие узоров и элементов челночного кружева основано лишь на одном, главном узле, который так и называется «узел фриволите» и состоит из двух симметричных частей. Этот узел может быть прямым и обратным. Именно из прямого и обратного узла выполняются основные элементы челночного кружева: кольцо, дуга, пико. Причем кольцо может быть также полукольцом, комбинированным кольцом, кольцом в кольце. В этой технике используют самые простейшие соединения отдельных элементов: прямую сцепку и обратную сцепку.

Возможности узелкового кружева

Своими умелыми ручками с минимальным набором инструментов мастерицы фриволите творят чудеса. Выполненные в этой технике изделия настолько разнообразны и изящны, что просто диву даешься. Кроме ажурных салфеток, воротничков, шляпок и перчаток в технике узелкового кружевоплетения изготавливают бижутерию, а отдельные мотивы используют в декоративных панно и картинах. Этим кружевом украшают скатерти и покрывала, эксклюзивное постельное белье, свадебные платья и дизайнерскую одежду. Французское кружево комбинируют с такими неожиданными материалами как металл, кожа и камень. На технике челночного кружевоплетения основана и новая рукодельная техника «анкарс», где помимо узелкового кружева используются техники бисероплетения и макраме.

Еще один приятный момент в возможностях узелкового кружевоплетения заключается в том, что фриволите можно плести не только с помощью челнока. Прекрасной альтернативой челночного кружева может стать фриволите крючком или на пальцах. Освоить все эти техники изготовления узелкового кружева можно не только на специальных курсах, но и самостоятельно. Воспользуетесь мастер-классами челночного кружевоплетения, посмотрите видеоуроки или приобретите специальные пособия. Найдите схемы и описания работы и вперед – покорять такое забытое и такое изящное рукоделие. Ведь известно, что все новое – это хорошо забытое старое. А фриволите (почти забытое искусство плетения французского кружева), возродившееся в наше время, еще раз подтвердило эту прописную истину.

Фриволите забытая техника французского кружева

Автор: Наталия Горюшкина

У каждого вида кружева своя история, свой путь в веках. Иногда, он очевиден, иногда – сложен и неоднозначен, а порой даже совершенно теряется на просторах истории человечества. Не помогают даже названия, ведь частенько один и тот же вид рукоделия в разных странах называется по-разному. И самый яркий пример – фриволите. Вот уж поистине – сколько народов, столько и названий, что уже подразумевает довольно запутанную историю.

История фриволите и правда особенно запутанная. Сейчас большинство историков склоняются к версии “восточного” происхождения данного кружева. Ведь челнок был изобретен именно народами Востока и получил название “манук”.

В Европе челночное кружевоплетение впервые появилось в Испании вместе с маврами, где его называли “okko”, то есть “глазок”, поскольку испанские гипюры, изготовленные с помощью челнока, состояли в основном из колец, имеющих овальную форму, напоминающую форму глаза. Похоже назвали это кружево и итальянцы – “occhi”, по-итальянски тоже означает “глаза”.

Фото. Колье – воротничок “Карамель”. Автор работы – фантазерка-Ой-ля-ля.

В Германии это кружево называют Schiffchenspitze (шиффен шпитцен) – челночное плетение или челночное кружево.

В Англии – tatting (тетин от “tat” – плести кружево) – плетеное кружево. Считается, что англичане позаимствовали это вид рукоделий из своих колоний на Востоке.

Во Франции его именуют знакомым нам всем словом фриволите. Кстати, происхождение французского слова двояко. С одной стороны: “frivole” – “пустой” можно отнести к структуре кружева – неплотное, с большими, незаполненными дырочками. Другое значение этого слова – “легкомысленный”. Это вполне могло относиться как к легкомысленности любой отделки платья, так и к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, фриволите было очень популярно в этих кругах, т.к. было простым по исполнению, не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести за работой легкомысленные беседы.

Фото. “Girl Tatting”, Пьер Огюст Ренуар, 1906.

Именно из Франции этот вид рукоделий пришел и в Россию, вместе с названием – “фриволите”. Первые упоминания об этой технике в России можно найти в книгах по рукоделию, вышедших в 80-х годах XIX века. До этого в нашей стране челночное кружево было практически неизвестно. В русской портретной живописи, относящейся к XVIII веку и ранее, нет ни одной детали костюма, выполненной в этой технике. Не упоминается фриволите и в русской художественной литературе того времени. А все кружева по дошедшим до нас источникам, были выполнены или иглой по сетке, или на коклюшках.

Технологически фриволите – это разновидность узелкового кружева, выполняемого при помощи челнока, в корпусе которого размещается шпулька с нитью. Т.е. челнок – это инструмент и для удержания, и для подачи рабочей нити (подобно коклюшкам при получении коклюшечного кружева).

Читать еще:  Казань город с тысячелетней историей

Фото. Воротничок. Фриволите. Автор работы – Angelina Jolie.

Первоначально челноки были достаточно большими и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В XVIII веке, когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их делали из металла, а порой даже – из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром.

Высокая популярность фриволите вполне объяснима: кружева всегда были предметом роскоши и пользовались большим спросом. Каждому хотелось бы их иметь, но классическое кружево было дорогим и потому для большинства людей недоступным. Изобретательные рукодельницы нашли способы создания относительно недорогого кружева, и при этом выполняемого быстрее, чем известные на тот момент традиционные кружева. Одним из таких способов и было фриволите.

Фото. Зонтик от солнца, Англия, 1850 г. .
Фото. На увеличенном фрагменте видно, что он выполнен в технике фриволите из колец и пико.

Первые изделия фриволите состояли только из колец, позднее появились и пико (петельки из нити между двумя узлами). Мастерицы выполняли цепочку из нескольких близко расположенных колечек, затем их располагали в нужном порядке и аккуратно сшивались вместе в мотивы. Когда дело доходило до соединения мотивов, то через 2 пико пропускалась нить и завязывалась узлом, а ее концы затем обрезались. Вот так просто!

Такое древнее фриволите, использующее только кольца и пико, сейчас нам может показаться примитивным. Тем не менее, первые мастерицы ухитрялись выполнять в этой технике большие и сложные изделия, например накидки, покрывала, зонтики, добиваясь красивого ажурного эффекта за счет искусного комбинирования колечек и петелек.

Довольно часто в элементы фриволите добавлялось и игольное кружево. Это стало возможно после во второй половине XIX века года, когда появились тонкие и прочные мерсеризованные нитки из льна. При помощи игольного кружева изделиям придавали круглую, овальную или прямоугольную форму.

Фото. Колье. Фриволите. Автор работы – Душечка 74.

В те годы в Англии издается большое количество книг по истории фриволите со схемами изделий и подробными описаниями. По ним вполне можно проследить историю этого вида рукоделия. Так в издании 1851 года “Tatting Made Easy” подробно описывается техника соединения пико за счет протаскивая челнока сквозь вытянутую через пико петлю. После этого пико больше не связывают!

В книге Mlle Riego “The Royal Tatting Book”, изданной в 1864 года приведена схема окантовки салфетки с использованием дуги, выполненной двумя челноками, совсем как делаем это мы сейчас. Так появились основные элементы фриволите, позволяющие создавать прекрасные узоры, поражающие своей четкостью линий, ажурностью и воздушностью.

Фото. Мерное кружево в технике фриволите. Автор работы – Shustrik.
Фото. Комплект: колье и серьги. Фриволите. Автор работы – avalentinav.

В технике фриволите выполняли покрывала. накидки, салфетки, портьеры и занавеси, мерное кружево, использующееся для отделки одежды, воротники, манжеты, жабо, мотивами фриволите украшали салфетки, мебельные чехлы, отделывали юбки, фартуки, чепцы. В работе мастерицы часто использовали тонкую золотую и серебряную нити.

В Россию фриволите пришло в XIX веке. Поначалу наши кружевницы с интересом осваивали технику плетения западного кружева дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества. Перчатки, сумочки, накидки, зонтики – вот не полный перечень изделий, являющихся обязательной принадлежностью светской женщины. В 1900 году в Санкт-Петербурге была издана книга “Курс женских рукоделий”, с описанием европейской техники фриволите, по которой это искусство освоили многие мастерицы.

После октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение было признано “барской затеей”. Особенно не повезло фриволите – ведь оно считалось еще и западным, империалистическим рукоделием ( в отличие, к примеру, от Вологодского кружева, считавшегося народным промыслом). И о фриволите забыли почти на полвека.

В конце XX века фриволите начало возрождаться в нашей стране. И, как и в случае с макраме, возрождение началось с Прибалтики В1960-е годы эстонские мастерицы не только воссоздали кружево фриволите, но и разработали новую, более скоростную и удобную для работы технику плетения. Она заметно отличалась от отличается от западноевропейской и от той, в которой работали наши прабабушки, изучавшие фриволите до революции.

Фото. Оконная декорация “Зимние грезы”. Автор работы – просто Марина.

В 1970-е годы фриволите стало популярным в Москве, а вскоре и в Ленинграде: открываются курсы фриволите в клубах и в школах, женские журналы публикуют схемы изделий, издаются книги.

Одной из первых в России мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения элементов схемы кружева фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она внесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и безупречным вкусом. А книги А.Г. Вечерской по плетению кружева фриволите позволили многим освоить и искренне полюбить это вид рукоделий.

Сегодня искусство фриволите переживает новый виток развития и вызывает особый интерес у тех, кто любит творить красоту своими руками! В чем причина такой популярности? Мне кажется в его необычайное простоте – фриволите не требует замысловатого оборудования, им достаточно легко овладеть в любом возрасте, а то, что узор складывается всего из нескольких простых элементов, оставляет огромные простор для творчества и самовыражения.

История и основы техники фриволите для начинающих – все секреты изящного кружева

Фриволите — древний вид рукоделия, вернувшийся сразу в нескольких техниках, в каждой из которых получается изысканное кружево, отличающееся легкостью и воздушностью.

Кружевная история романтического хобби

Есть версия, что история фриволите началась на Востоке, где это мастерство придумали мужчины, плетущие рыболовные сети. Оттуда плетение кружева эмигрировало в Англию, где и обрело бешеную популярность у рукодельниц и получило дальнейшее развитие. Большинство схем, которые сегодня считаются классическими, имеют английские корни. Однако раньше для плетения не использовали челноки, а орудовали только тупой иглой. Челнок в руках мастериц появился только в середине 19 веке.

В России челночную технику не применяли, а первые упоминания об этом виде рукоделия появились только в конце 19 века. Россиянки позаимствовали модное плетение у француженок – известных модниц. Узелковое ажурное кружево начали использовать в нарядах и домашнем декоре, благодаря малым затратам, его могли позволить себе практически все женщины.

В начале девяностых годов прошлого века фриволите снова вскружило головы рукодельницам. Напомнила о нем Анна Григорьевна Вечерская, по крупицам собравшая все секреты техники в небольшую книгу.

Плетение фриволите нельзя назвать сложным, поэтому это увлечение смело можно рекомендовать начинающим рукодельницам, не отличающимся особой усидчивостью. Начинать лучше с изделий среднего размера – маленькие детали плести сложнее, а большие работы требуют много времени, что отдаляет удовольствие от созерцания результата.

Что нужно для изучения фриволите

Для начала творческого процесса нужно приготовить:

  • нити для кружева;
  • специальные челноки для фриволите (как минимум два);
  • крючки для соединения элементов (толщина крючка для вязания зависит от толщины нитей);
  • иглы для того, чтобы распускать неудачные фрагменты;
  • ножницы.

Челнок – основной рабочий инструмент, они отличаются по форме и размерам. Маленькие челноки используют для тонких нитей, а большие – для более толстых. Для удобства работы придумали челноки со съемной шпулькой. Для изготовления челноков используют традиционные (дерево, кость) и современные (пластик, металл) материалы.

Для плетения сложного изделия может потребоваться несколько различных челноков – это позволит получить кружево с разными узорами и рисунками.

Как видите для того, чтобы познать основы техники фриволите, не придется покупать дорогостоящее оборудование и инструменты. Нитки для обучения подойдут любые, а простые челноки можно изготовить даже самостоятельно, например, из фанеры, пластиковой карты или плотного картона, обшитого кожей.

Читать еще:  Самая вкусная закуска на бутерброды

Основные элементы плетения кружева

Изучать основы фриволите нужно с главных элементов. Для начала научитесь плести основные узоры – из них в дальнейшем и будут складываться роскошные кружева и бижутерия. К главным элементам относятся:

  • кольцо;
  • дуга;
  • пико;
  • полукольцо;
  • кольцо в кольце;
  • трисистник;
  • дуга-кольцо;
  • комбинированное кольцо.

Первые три – азбука плетения, изучив которую можно не сомневаться в успехе. Но для начала предстоит освоить плетение прямого и обратных узлов.

В процессе изготовления бижутерии в кружево фриволите вплетают бисер, используя для этого самый тонкий крючок.

В конце статьи опубликованы видео-уроки, с помощью которых вы быстро разберетесь с теорией и терминами.

Фриволите иглой – альтернатива традициям

Современные рукодельницы часто создают кружево фриволите иглой без применения челнока. По виду готовую работу практически невозможно отличить от изделий, полученных в традиционной технике, но работать с иглой многим мастерицам проще и привычнее. Внизу этой публикации вы найдете ссылку на мастер-класс по плетению колье и сережек – не откажите себе в удовольствии попробовать сделать этот очаровательный комплект!

Игла – тонкий инструмент, поэтому кружево получается воздушное и изящное. Эту технику преимущественно используют для создания украшений, кружевных элементов отделки одежды, вязания салфеток. Работа эта кропотливая, поэтому вряд ли ее можно рекомендовать для плетения такого декора, как покрывала, подушки, шторы.

Плетение кружева крючком

Плетение фриволите крючком нельзя отнести к новым техникам, упоминания о нем встречаются в архивах мастериц 19 века. В работе используют крючки и нити, выбирая их размер и толщину в зависимости от изделия. Для кружев берут небольшие крючки и тонкие нити, а для крупных узоров, например, для одежды и декора, выбирают более крупные инструменты и толстую пряжу. Крючки можно использовать любые – из дерева, металла, кости , пластика – на свой вкус.

Основные узоры при вязании фриволите крючком используют те же, что и при работе с челноком, но техника их выполнения здесь отличается. Многие рукодельницы утверждают, что работать крючком намного проще, чем с челноками, а кружево получается ничуть не хуже.

Мастер-классы по фриволите и обучающее видео

Техника фриволите – непростое рукоделие, но если вы решитесь попробовать себя в этом мастерстве, начните с наших несложных мастер-классов, рассчитанных на новичков и не требующих знаний специализированных приемов.

Бижутерия в технике иглой

Очень хорошие обучающие уроки по этому мастерству подготовила Надежда Малышева.

И ссылка на все бесплатные уроки Надежды Малышевой. Ее видеоуроки – настоящая школа для рукодельниц! Понятные мастер-классы, изложенные в доступной форме, помогут даже самому неопытному новичку справиться с задачами.

Если вы все еще в поисках своего нового хобби, загляните в список всех женских увлечений. Уверены, что там вы обязательно найдете для себя занятие по душе – с нашего сайта еще никто не уходил без вдохновения на новые виды творчества!

комментария 4

  • Комментарии 4
  • Пингбэки 0

Могу добавить, что кружево сплетенное челноками и иглой имеют незначительные отличия. После челнока кружево более жесткое и не нуждается в подклахмаливании. И особняком стоит фриволите крючком. Поскольку в основе фриволите челноком и иглой лежит узел, а при вязании крючком- петля, что говорит о совершенно другой технологии создания узора. «Фриволите» крючком является имитацией фриволите.

Спасибо за статью. Интересно почитать. но вы немного ошибаетесь по поводу челноков их размер зависит скорее не от толщины нити, челнок подбирается в зависимости от изделия. именно изделие диктует размер челнока: большое требует много нити а может еще и бусинки и бисер, конечно сюда большой, турецкая техника требует небольшого челнока см 6 не больше- иначе не удобно, а вот кельтская техника требует самых тонких — только они проходят между элементов и позволяют создавать просто невообразимые шедевры

Фриволите: история французского кружева, техника кружевоплетения фриволите. Челнок фриволите своими руками

Плетение кружев – занятие не только увлекательное, но и благородное, и даже полезное. Существует теория, что любое ремесло и рукоделие является своеобразной мануальной терапией, ведь при такой работе осуществляется воздействие на нервные окончания, находящиеся на пальцах, что сказывается положительным образом на здоровье человека. Сегодня мы поговорим о технике кружевоплетения фриволите , при помощи которой можно создавать легкие, изящные и поистине волшебные кружева и украшения.

Если говорить о кружевах, то здесь существует два вида определения кружева: по эстетическому и технологическому признакам. По эстетическому признаку фриволите представляет собой контурное, открытое, контрастное кружево. Что касается технологического признака, то согласно ему фриволите – это узелковое плетеное кружево, выполненное при помощи иглы или челноков. Также фриволите называют и саму технологию изготовления такого кружева.

История челночного кружева фриволите

Техника кружевоплетения фриволите настолько древняя, что ученые до сих пор определить истинную родину этого рукоделия. Одно лишь можно сказать точно: в Европу фриволите попало с Востока, где его называли «макук» (или челнок). Слово «фриволите» произошло от французского «frivole», что в переводе означает легкомысленный, пустой. Что касается других стран, то в Италии такое кружево называли «окко» (или глазок), в Германии «шиффхен шпитцен» (или плетение челноком), а в Англии «тетинг» (или плетеное кружево).

Что касается истории создания челночного кружева, то здесь тоже все запутано и нет единой теории его возникновения. Так, одна из старинных легенд гласит, что фриволите придумали мужчины, когда они плели рыболовные сети. Однако другая легенда говорит о том, что все было наоборот: придумали фриволите женщины, подглядывая за своими мужьями, плетущими сети.

В русском языке за узелковым кружевом закрепилось именно французское название «фриволите», что немудрено, ведь в давние времена французский язык был знатен и моден, а среди дворян было просто неприлично не знать его. Конечно, раскованная и непринужденная техника фриволите не стала одним из видов народного промысла, как, к примеру, коклюшечное кружевоплетение, однако это был распространенный и популярный вид женского рукоделия.

Пик популярности фриволите пришелся на XIIX век, когда сначала из грубых простых нитей изготавливали ажурную отделку для верхней одежды или штор, а затем начали делать шляпки, сумочки, перчатки, зонтики и прочие модные предметы гардероба светских дам.

Техника фриволите была довольно распространена в дореволюционной России, однако после великой Октябрьской революции челночное кружевоплетение, впрочем, как и многие другие виды уникальных ремесел и рукоделия, попало под определение «пережиток буржуазного прошлого» и стало считаться, что фриволите – недостойное занятие для «освобожденной» женщины.

Прошло более полувека прежде, чем техника фриволите начала свое постепенное возрождение. Сначала это произошло в странах советской Прибалтики, которые находились ближе всего к Европе. Несколько позднее о фриволите постепенно начали вспоминать и в остальных частях Советского Союза.

Особенности техники кружевоплетения фриволите

В основе техники кружевоплетения фриволите лежит узел, который завязывается при помощи специального челнока. Изделия, изготовленные в такой технике кружевоплетения, представляют собой целую систему туго завязанных узелков. Специалисты утверждают, что техника фриволите довольно проста в освоении, и вполне доступна не только опытным мастерицам, но и начинающим рукодельницам.

Для того чтобы начать обучение, хватит всего двух челноков. Конечно, впоследствии можно использовать и другие челноки, предназначенные для ниток различной фактуры и толщины. Тут нужно отметить, что челноки для фриволите могут иметь самые разнообразные размеры и конструкции. Они могут изготавливаться из металла, пластика, кости, рога, дерева, органического стекла. Такие челноки можно купить в магазинах для рукоделия, но можно изготовить их и самостоятельно, о чем мы расскажем ниже. Кстати, некоторые старинные челноки изготавливали из драгоценных металлов (серебра и золота) и украшали их инкрустацией, резьбой, дорогими камнями и перламутром.

Для изготовления узелкового кружева помимо челноков понадобятся еще и такие инструменты, как вязальные крючки для соединения отдельных элементов между собой, игла для распускания бракованных узлов, ножницы для обрезания нитей, сами нити для плетения кружева, фурнитура – бусины, бисер, стразы, пайетки и застежки для украшений.

Читать еще:  Магия красоты: роспись по шелку

Для изготовления французского кружева могут подойти самые разнообразные нитки: льняные, хлопчатобумажные, синтетические, шелковые, мулине. Новичкам капрон, синтетику, мулине и шелк лучше не использовать, так как они достаточно сложны в работе. Например, мулине и шелк для фриволите можно использовать только в несколько сложений, для чего нужно самостоятельно перекручивать нити. Можно использовать и шерсть, но следует знать, что далеко не вся шерсть пригодна для фриволите. При выборе нити необходимо придерживаться правила, что главные качества тут заключаются в ее хорошей скрученности, прочности и высокой степени скольжения.

Льняные и хлопковые нити чаще всего используют для изготовления элементов одежды и кружевных салфеток, синтетические – для создания украшений. Так, при плетении фриволите с бусинками и бисером, как правило, берут капроновую нить.

Многообразие элементов и узоров такого кружевоплетения основывается на одном-единственном главном узле, носящем название «узел фриволите» и состоящем из двух симметричных частей. Такой узел может быть обратным и прямым. Из этого узла и выполняют основные элементы французского кружева: пико, кольцо, дугу. При этом форма колец может варьироваться: полукольца, комбинированные кольца, кольцо в кольце. Также в технике фриволите используют более простые виды соединений: прямую и обратную сцепку.

Челнок фриволите своими руками

Для начинающих рукодельниц вполне подойдет простая конструкция челнока фриволите , который можно изготовить в домашних условиях. Для этого вам понадобится какая-нибудь крепкая пластмассовая баночка (бутылочка), имеющая диаметр около 12 см, и шпулька от швейной машины. Можно использовать пустую баночку от майонеза или томатного соуса. Желательно, чтобы пластмасса была упругой и толстой. Из этой баночки необходимо вырезать два одинаковых овала, имеющих острые края – что-то наподобие лодочки.

Затем нужно приклеить шпульку между этими лепестками-лодочками. После этого конструкцию необходимо стянуть изолентой и дать клею хорошо высохнуть. После того, как вы снимете изоленту, у вас получится достаточно удобное приспособление для плетения кружева. Такое самодельное устройство фриволите вполне способно заменить фабричный челнок.

Где используют фриволите сегодня

Удивительно, что с таким, казалось бы, незатейливым набором инструментов, мастера фриволите творят чудеса. Изделия, выполненные в этой технике, настолько изящны и разнообразны, что не устаешь удивляться всякий раз, глядя на них. Помимо ажурных воротничков, салфеток, перчаток и шляпок в технике челночного кружевоплетения изготавливают потрясающую бижутерию. Некоторые отдельные элементы используют для изготовления декоративных картин и панно.

Кружевом фриволите украшают покрывала и скатерти, с его помощью создают эксклюзивное постельное белье, дизайнерскую одежду и уникальные свадебные платья. Более того, узелковое кружево комбинируют с такими, надо признать, неожиданными материалами, как камень, кожа и металл. Также на основе челночного кружевоплетения основан новый вид рукодельной техники анкарс, которая сочетает в себе французское кружево, технику макраме и бисероплетения.

В возможностях кружевоплетения фриволите, как отмечает Ремонт позитивный, заключается и такой приятный момент, что кружево можно плести не только при помощи челнока. Альтернативой в данном случае может стать фриволите на пальцах или крючком . Освоить эти техники узелкового кружевоплетения можно как на специальных курсах, так и самостоятельно. Можно воспользоваться мастер-классами фриволите, посмотреть видеоуроки на эту тему, а также приобрести специальные пособия.

Техника создания узоров в искусстве фриволите

Ажурный браслет на руку.

Кружево восхищает невероятным разнообразием узоров, рисунков и просто своим роскошным видом. Его плетением занимались с Древних времен. Изящное кружево много веков украшало женщин, считаясь признаком благородства и тонкого вкуса. Трудно представить, что оно может потерять свою ценность. Узоры из нитей создаются сотнями различных схем, почти в каждой стране есть своя наука плетения кружев.

Одни из самых популярных и признанных во всем мире стали мотивы фриволите. Что же такое фриволите, и чем определилась его популярность? Это узелковое плетение кружева, а его широкое распространение связано с тем, что техника фриволите не предполагает больших затрат и не требует специально оборудованного места. Заняться плетением может любая девушка, женщина, имея желание, простой челнок и клубок прочных ниток.

История появления фриволите в мире и в России

На вопросы о создании фриволите трудно найти конкретные ответы, скорее только догадки. Рукоделие зародилось на Древнем Востоке. Фриволите называют челночным плетением, а сам челнок – изобретение родом из Востока. В Египте и Китае находят упоминания о кружеве, украшающем женщин ещё много веков назад.

Челночное плетение одно из самых популярных в мире

В ходе культурного обмена стран Европы и Азии техника создания фриволите распространилась по материку. Итальянцы называют изделие, созданное в этой манере, – «окко» (глазок). Одним из главных элементов такого кружева является вытянутое кольцо. На их основе строится весь орнамент украшения. Рукодельницы-англичанки называют занятие, связанное с созданием кружева, «теттинг» (плетение узоров). А само слово «фриволите», как и понятно из звучания, родом из Франции. В таком окончательном виде оно и пришло в Россию.

Колье и серьги в комплекте

В XVII веке в России был настоящий пик популярности челночного плетения. В отличие от других видов вязания кружев, фриволите позволяло использовать прочные нити. В ход шли даже тонкие шнурки. Украшали узорами предметы гардероба: пальто и шляпы, и даже интерьерные вещи: шторы, занавеси, торшеры. К концу века российская знать переоделась в одежду, содержащую кружевные детали. Мужчины и женщины высшего общества блистали в нарядах, манжеты и воротники которых украшали золотые и серебряные узоры из нитей. В XVIII веке челночное плетение стало доступно широкой массе людей, и секреты мастерства стали передавать в семье от матери к дочери.

Фриволите сегодня

К настоящему времени фриволите вышло за рамки своего традиционного вида, ведь в каждой стране в него добавляются определенные этно-мотивы. Например, в Англии, создают удивительное по красоте и сложности кельтское кружево.

Удивительное кружево в технике фриволите

Элементы переплетены между собой и не сразу даже визуально понятно, как вырисовывается этот орнамент. Изделия получаются плотные, колоритные, их невозможно не заметить. Что такое плетение фриволите знают и в Японии, но здесь, наоборот, кружева в технике фриволите предполагают легкость и воздушность, наличие разнообразных тонких деталей. Челночное плетение популярно и в России. После революции 1917 года оно вновь стало интересовать рукодельниц и получило развитие изначально в Санкт-Петербурге и здесь приобрело свои два известных направления – анкарс и биниль.

Кружево в технике анкарс

Анкарс – это современное видение древней техники челночного плетения.

Брошь в технике анкарс

Здесь помимо нитей обязательно присутствуют и другие элементы: бусины, бисер. Классические узелки прекрасно сочетаются с выпуклыми вкраплениями, давая неограниченные возможности для творчества.

Анкарс — техника плетения

Кружево в технике биниль

Биниль отличается от техники Анкарс тем, что здесь «главным героем» становится бисер и вплетается он в каждый узелок фриволите.

Серьги в технике бениль

Для этого необходим специальный челнок. Чтобы создавать подобные украшения, необходимо прочно усвоить азы плетения нитяного кружева. Основательницей направления Биниль считается Нина Либин, родившаяся в Петербурге, а теперь занимающаяся популяризацией челночного плетения. Сама же она утверждает, что проведя исследование истории фриволите, выяснила интересный факт: ещё египтяне – основатели этой техники, вплетали бисер в узелки кружева.

Серьги ручной работы

Фриволите для разных событий и стилей

Челночное плетение не теряет своей значимости с годами и даже находит новые применения. В последнее время модной свадебной тенденцией становятся украшения фриволите. Невозможно не заметить, насколько популярны стали платья с кружевной верхней частью. К такому тонкому и легкому основному наряду могут подойти только не менее воздушные серьги и браслеты. Вместе они смотрятся невероятно женственно и романтично. Они и впрямь, будто специально созданы для украшения невесты в самый торжественный день её жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector