Адаптация ребенка в детском саду: советы родителям
Aleksaschool.ru

Женский портал

Адаптация ребенка в детском саду: советы родителям

Советы родителям «Адаптация ребенка в детском саду»

Ирина Щербина
Советы родителям «Адаптация ребенка в детском саду»

Понятие «Адаптация» – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Социальная адаптация начинается с развития ребенка.

Какие фазы адаптации можно выделить?

Острая фаза – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в сад. Могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

Адаптация – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.

Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в сад.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова, врываются следующие изменения:

-четкий режим дня;

-отсутствие родных рядом;

-длительный контакт со сверстниками;

-необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

-резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

-особенности нового пространственно-предметного окружения

Адаптирующегося ребенка отличает:

-преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

-нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

-утрата навыков самообслуживания;

-изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

-снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

-в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

-начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);

-обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

-в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад. Что скажет воспитательница, если увидит такое.).

Педагог

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому – адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает:

-чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и -психологической утомляемости;

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

Адаптация ребенка в детском саду. Рекомендации родителям Адаптация ребенка в детском саду. Детский сад — это новое неизвестное пространство, новые отношения, знакомства. В адаптацию включается.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Адаптация ребенка в детском саду. Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Детский сад –.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду. Ваш малыш подрос! И многое уже умеет сам Играет, ходит, говорит.

Памятка для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Я ДУМАЛ И ПРАВДУ, ЧТО САД – ЭТО САД ГДЕ БАБОЧЕК ЛОВЯТ, ЕДЯТ ВИНОГРАД… ОЙ, МАМОЧКА- МАМА, КУДА Я ПРИШЕЛ? САЖАЮТ ДЕТЕЙ ЗА ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ.

Адаптация ребенка в детском саду в младшей группе посредством сказкотерапии Проект по сказкотерапии «Играем вместе» (как инновационная технология по активизации познавательно-речевой активности детей младшего возраста).

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей. «Адаптация ребенка в детском саду» Цель: дать представление родителям о том, что длительность.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Уважаемые родители, вы привели своих детей в детский сад и у нас с вами одна общая цель сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» В жизни каждой семьи в определенный период времени наступает момент, когда их любимый сын или дочь начинают посещать детский сад. Для малышей.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Слово «Адаптация «означает «приспособление к новому, неизвестному». У маленького.

Советы родителям по организации выпускного в детском саду Советы родителям по организации выпускного в детском саду Самый первый выпускной в жизни Вашего малыша — это серьезное и одновременно волнительное.

Советы родителям по адаптации ребёнка в детском саду

Адаптация ребёнка к детскому саду

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда онподрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослымнеобходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, которыйзаключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиямдошкольного учреждения.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малышаэто, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из нихреагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеровдома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группуначинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способенадаптироваться.

Существуют определённые причины, которые вызываютслёзы у ребёнка:

Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнокдо 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойнойдомашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, онперемещается в незнакомое пространство (встречает, пусть и доброжелательных, ночужих людей), и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизнигруппы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине,а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дняребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

Избыток впечатлений. В ДОУ малышиспытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он можетпереутомиться и, вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

Отсутствие навыков самообслуживания. Этосильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

Психологическая неготовность ребёнка кдетскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальнымиособенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватаетэмоционального общения с мамой.

Отрицательное первое впечатление отпосещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшегопребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

Личное неприятие контактирующих с вашиммалышом взрослых. Такое явление не следует рассматривать как обязательное,но оно возможно.

Способы,позволяющие уменьшить стресс ребёнка .

Несложные действия способны уменьшить тревожность иположительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так,рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоитзаранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольногоучреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игрыи приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

– В выходные стоит придерживаться режима дня,принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.Придерживаясь данного совета все режимные моменты в группе не вызовут увашего ребенка реакции протеста, что в свою очередь положительным образомскажется на его поведении.

– Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше,побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая всеположительные моменты.

– В первые дни не следует оставлять малыша в детскомсаду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Попрошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка),учитывая желание малыша и рекомендации воспитателя можно оставить его нацелый день в ДОУ.

– Если малыш плачет, стоит взять его на руки,успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавнобыло намного больше. Но будьте внимательными – не стоит самим«расчувствоваться», ведь дети на интуитивном уровне чувствуют какое настроениеу родителей. Этим вы сами можете навредить своему малышу.

– Каждый раз после прихода из детского сада необходимоспрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления (есливаш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать вниманиеребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткимизамечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольномуучреждению.

Типичные ошибки родителей

Родители,отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями.Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

Впервую очередь это психологическая неготовность родителей кнегативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родителибывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашалсяидти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не могзаранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояниедошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношениивзрослых она может пройти сама собой.

Частойошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы.Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё,что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детскогосада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

Читать еще:  Как найти хорошего УЗИ-специалиста в Москве

Впервое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, нестоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу.Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

Ещёодна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности,тревожности. Забота об общественном мнении, внутренний дискомфорт,волнение, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, нужноуспокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояниепередаётся им. Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию кновым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другимичленами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькиеи не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуютобеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Пониженноевнимание к ребёнку также являетсятипичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённовздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Мырекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этотпериод его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всётакже рядом.

Когдамалыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события,случившиеся за день, – это верный знак того, что он освоился. Сколько повремени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что вседети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – этотакже и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживатьребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка

1)Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад,зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другиедети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).

2)Заранее спланируёте прогулки на территорию детского сада. Обращайте вниманиемалыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка натом, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми ивоспитателем.

3)С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он ужеподрос и готовится ходить в детский сад.

4)Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что тамделают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну всвою жизнь.

5)Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научитеего примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своимдрузьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

6)Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают,что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться квоспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

7)Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичныхситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите нескольковариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы ужебудете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив –вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

8)Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, скем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизнималыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочныхдетско-родительских взаимоотношений.

9)Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не вприсутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостаткамиработы дошкольного учреждения при ребёнке.

Что надо знать о своем ребенке?

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок.Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним недружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые,невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобыправильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологическиеособенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижениявашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитыватьособенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность(наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон,качеств и свойств личности.

Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Язнаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своемуобразцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений междупоколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании.Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень частоони программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым подавляя вних личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как толькоребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А чему? Потому чтомногие родители не способны сказать себе: Это мой ребенок, но у него своиценности, мой долг помогать их реализовать. Родители видят свою задачу вдругом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый,не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они могут помочьсыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нетуверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при такомотношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают этонеосознанно.

Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили всвоей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив:«Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда же усына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательномучреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что виноваты сами.

Чтобы воспитать человека

1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы прилюбых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет,почему ведет себя так, а не иначе.

3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверитв себя и будет работать.

4. Понимать, что в любых проступках ребенка следуетвинить прежде всего себя.

5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с нимобщей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашегоребенка.

7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а вашличный пример.

1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самымлучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в которыйродители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно спроцентами.

3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы егородили и выкормили: он вас об этом не просил.

4. Использовать ребенка как средство для достиженияпусть самых благородных, но своих целей.

5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует вашиинтересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку,которого родители могут по своему усмотрению лепить.

7. Перекладывать ответственность за воспитание напедагогов бабушек и дедушек.

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, неотмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос,постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, окотором он спрашивает.

3. давайте краткие и доступные пониманию дошкольникаответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями,побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельностьребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь егов наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вамииллюстративный материал.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на егочувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка,не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать,узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос.

Консультация на тему “Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду”

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:

• привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
• познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
• обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;
• расширить “социальный горизонт” ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
• необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
• в первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
• планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день;
• в период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку;
• ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.

Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций не является обязательным. Но выполнение их поможет Вашему ребенку безболезненно пройти период адаптации.

Проблема адаптации детей к детскому саду.

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать – рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.
Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптация (от лат. – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Читать еще:  Мята от всех бед: лечимся травами правильно

Психологическая готовность ребенка к ДОУ – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным ( адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.
К основным критериям адаптации относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
-наличие у ребенка своеобразных привычек,
-неумение занять себя игрушкой,
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Памятка для родителей № 1

Чего нельзя делать ни в коем случае:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не
эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще
раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Адаптация ребенка к ДОУ: советы родителям

Адаптация ребенка в детском саду — важный этап для родителей и их детей. Это первая ступенька к жизни без постоянного присутствия рядом с малышом мамы или папы. Она может затянуться, но может пройти быстрее и не так болезненно, если следовать несложным советам.

Информация для родителей по адаптации в детском саду

Что такое адаптация к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду — это способность малыша принять новую среду, новые условия жизни и новое окружение. Ребенок сталкивается с рядом изменений:

  • рядом с ним не находятся постоянно мама, папа или другие близкие люди;
  • ему приходится быть рядом с другими детьми;
  • нужно слушаться воспитателя, чужих взрослых;
  • от него требуют соблюдать распорядок дня детского сада;
  • личностное общение воспитателя с ним недолгое, воспитатели общаются одновременно со всей группой ребятишек.

Все это приводит к внезапному стрессу у малыша. Он пытается протестовать или приспосабливаться к изменившимся условиям. Понять, что ребенок перегружен эмоционально и психологически, можно по признакам:

  • резкая смена поведения — активные малыши затихают, а спокойные начинают вести себя агрессивно;
  • откат в умениях ребенка — малыш, умеющий говорить, одеваться, ходить на горшок, после посещения детского сада
  • отказывается от всех или от одного из этих навыков;
  • у ребенка нарушается сон — он плохо засыпает и просыпается со слезами, отказываясь идти из дома в садик;
  • у малыша пропадает аппетит, он не хочет есть незнакомую ему еду в незнакомом месте;
  • у малыша на фоне общего стресса снижается иммунитет.

По мере того, как ребенок привыкает к детскому саду, все эти проблемы сглаживаются или полностью исчезают.

Как адаптируются дети: степени адаптации

По тому, как долго ребенок привыкает к детскому саду и как ярко выражены его реакции, проблемное поведение, выделяют степени адаптации.

Легкая адаптация

Это наилучший вариант развития событий. Ребенок привыкает к изменениям быстро, в течение месяца он втягивается в новые условия. По каким признакам судят о легкой адаптации:

  • малыш без истерик и слез отпускает маму, не пытается выбежать из группы, остановить уходящего родителя;
  • он умеет контактировать с другими детками, не боится первым идти на контакт;
  • когда обращается к воспитателям, смотрит им в глаза;
  • может попросить о помощи;
  • рассказывает дома о том, как провел время в детском саду;
  • легко подстраивается под распорядок дня;
  • адекватно реагирует на похвалу или неодобрительные замечания воспитателей;
  • может заниматься чем-то самостоятельно, не требует постоянного внимания к себе.

Средняя адаптация

Средняя адаптация затягивается на срок не меньше полутора месяцев. Малыш показывает, что ему не нравится такая смена обстановки, он часто болеет, но постепенно подстраивается под изменившееся окружение и способен влиться в детский коллектив. Как ведет себя малыш при средней степени адаптации:

  • ему тяжело отпустить маму, после того, как родители ушли, он некоторое время плачет;
  • если ребенка отвлечь, он забывает о расставании и играет;
  • малыш общается с воспитателями, с другими детками;
  • он адекватно реагирует на обращение старших, на замечания;
  • ребенок соблюдает правила и распорядок дня;
  • он не часто конфликтует с другими детьми или воспитателями

Тяжелая адаптация

Детки, которым адаптация дается особо тяжело, привыкают к садику от двух месяцев до нескольких лет. Бывают случаи, когда ребенок не может никак адаптироваться и не может посещать садик. Как понять, что у малыша тяжелая адаптация к детскому саду:

  • ему очень сложно отпустить родителей, расставание затягивается, сопровождается слезами, истериками или оцепенением;
  • малыш отказывается заходить из раздевалки в помещение группы;
  • он не хочет общаться ни со взрослыми, ни с другими детками;
  • он не хочет кушать, спать днем, играть;
  • проявляет агрессию или замкнутость;
  • когда к нему обращаются воспитатели, реагирует неадекватно (пугается или плачет).

Что влияет на адаптацию

Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, нужно учитывать ряд факторов. На длительность адаптационного периода влияет возраст малыша, уровень его психологического, интеллектуального и физического развития, его здоровье и степень общительности, социализации.

Возраст малыша

По мнению психологов, оптимальный возраст для начала посещения детского сада — три года. Если малыша отдают в сад слишком рано, он просто еще не умеет общаться с другими детками и ему трудно принять новую обстановку.

В возрасте от года до трех лет формируются детско-родительские отношения. Разлука с мамой в это время нарушает у малыша базовое доверие к миру, ему страшно, что мама не вернется.

Более взрослым деткам поход в садик дается легче еще и потому, что у них есть навыки самостоятельности, необходимые для посещения садика: одеваться, кушать, пить, ходить на горшок. Когда у ребенка есть базовые навыки самообслуживания, привыкание к саду проходит легче.

Здоровье малыша

Деткам с хроническими заболеваниями тяжелее привыкнуть в детскому саду. Из-за особенностей здоровья, повышенной привязанности к родителям им тяжело расставаться надолго с близкими.

Ребятишкам, болеющим часто и подолгу, врачи рекомендуют не торопиться с садиком.

Психологическое развитие малыша

Если психологическое развитие ребенка отклоняется от средних показателей, это сказывается на успешном привыкании к саду.

Когда малыш отстает в развитии, ему нужна особая программа корректировки, компенсации, чтобы он смог догнать остальных деток в развитии и познавательной активности.

Если у ребенка развитие выше среднего, ему тоже сложно влиться в детский коллектив, трудно контактировать с остальными ребятишками из-за разных уровней развития познавательных способностей.

Степень социализации

Чем проще малышу заводить знакомства, общаться с другими детьми и взрослыми, тем проще проходит его адаптация. К садику быстрее привыкают те детки, которые не общались раньше только с родителями и ближайшими родственниками.

Деткам, у которых нет опыта общения с другими детьми, тяжело дается адаптационный период. Они не умеют общаться, не знают, как разрешать конфликты — это пугает и тревожит их.

Этапы адаптации

Адаптация — процесс сложный, состоящий из нескольких этапов. На протяжении каждого из периодов есть своя интенсивность негативных реакций малыша:

  1. Первый этап — острый период. Ребенок возбужден, он нервничает, капризничает, плачет, могут быть истерики. На этом этапе стресс приводит в снижению иммунитета малыша.
  2. Второй этап — умеренно острый период. Негативные реакции уже не так ярко выражены, ребенок начинает приспосабливаться к переменам. Возбуждение снижается, улучшается аппетит, сон, эмоциональное состояние малыша.
  3. Третий этап — компенсированный. В этот период формируется стабилизация состояния малыша. Он вливается в коллектив, восстанавливаются его привычные реакции. Появляются новые навыки самостоятельности.

Памятка для родителей: что делать для успешной адаптации малыша, и основные ошибки

Ребенку тяжело расставаться с мамой — самым близким и любимым человеком. Детки плачут утром в детском саду, потому что им грустно и страшно расставаться с мамой. Нельзя оставлять ребенка и уходить тайком или отрывать его от себя силой и заталкивать в игровое помещение. Малышу нужно понимать, что расставание — это нормально, и мама обязательно вернется.

Читать еще:  Пара советов о том, как отбелить зубы самостоятельно

Как помочь своему малышу — советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Подготовьтесь к саду. Расскажите ребенку, зачем ходят в садик, что там делают. Расскажите об игрушках, занятиях, новых друзьях. Обязательно объясните, как вести себя, если захотелось в туалет на прогулке, что делать, если малыша обидели, если он ударился или испачкался. Страх — в незнании. Когда ребенок знает, что его ждет, ему не так страшно.
  2. Будьте позитивны. Будьте готовы отпустить ребенка, доверить его чужим людям. Расставайтесь с малышом спокойно, с любовью, а не слезами на глазах и трепещущим сердцем. Не ругайте в присутствии ребенка ни садик, ни воспитателей.
  3. Создайте ритуалы, поддерживайте их. Однообразие, привычные и понятные действия очень успокаивают. Создайте со своим малышом особые ритуалы: как вы прощаетесь, обнимаете, целуете, что говорите. Как вы встречаетесь, что говорите и что делаете при встрече.
  4. Не говорите малышу грубостей. Не срывайте на нем свое раздражение. Не угрожайте, что оставите в саду и не придете за ним, если он не перестанет плакать и не отпустит вас. Сдерживайте себя, ваша злоба и несдержанность — опасные зерна. Ваша любовь и терпение — это то, что даст плоды любви и благодарности в будущем.
  5. Понимайте малыша. Жалейте его, поймите, как ему нелегко в этот период. Уделяйте ему больше внимания и ласки, и не перегружайте дополнительными занятиями, кружками и прочими развивающими играми.
  6. Будьте ответственны за свое решение. Не нужно ждать, что ваш ребенок легко и без проблем пойдет в садик. Будут слезы, будут негативные эмоции. Этого не нужно бояться. Важно понимать, для чего вы это делаете. Помогите ребенку пройти этот непростой период, поддерживайте его, дайте понять, что видите, как ему трудно, но он такой молодец, так хорошо справляется.

Что нельзя делать:

  1. Сравнивать. Ваш ребенок не обязан привыкнуть к садику так же быстро, как дети ваших друзей или знакомых.
  2. Обманывать. Если пообещали, что заберете ребенка через час, так и сделайте. Если будете обещать забрать пораньше, а приходить поздно вечером, ребенок перестанет вам доверять, будет чувствовать, что его предают.
  3. Наказывать долгим пребыванием в саду. Нельзя наказывать ребенка за провинности более долгим пребыванием в садике, от этого адаптация пойдет только хуже.
  4. Подкупать. Дарить игрушки и сладости только за хорошее поведение в саду. В дальнейшем это может привести к шантажу, когда дети требуют ежедневных подарков, а если их нет — устраивают истерики.
  5. Отводить в сад больного ребенка. Если малыш плохо чувствует себя, не нужно вести его в сад. Это только больше ослабит ребенка, и болезнь может затянуться на длительный срок.
  6. Уходить, не попрощавшись с малышом, тихо исчезнуть. Это подрывает базовое доверие ребенка к вам: раз мама может так внезапно исчезнуть, она может и не вернуться. В этом случае адаптация к саду только задерживается.

Адаптационный период — непростое время. Нужно запастись терпением и любовью, тогда у вас обязательно все получится. Удачной адаптации вам и вашим деткам!

Консультация на тему “Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду”

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:

• привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
• познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
• обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;
• расширить “социальный горизонт” ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
• необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
• в первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
• планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день;
• в период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку;
• ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.

Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций не является обязательным. Но выполнение их поможет Вашему ребенку безболезненно пройти период адаптации.

Проблема адаптации детей к детскому саду.

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать – рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.
Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптация (от лат. – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным ( адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.
К основным критериям адаптации относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
-наличие у ребенка своеобразных привычек,
-неумение занять себя игрушкой,
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Памятка для родителей № 1

Чего нельзя делать ни в коем случае:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не
эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще
раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector